Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звук [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия "Звук Ш"
[/b]
Цель: научить правильно произносить звук Ш.
Коррекционно-развивающие задачи:
* учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления;
* учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов;
* формировать умение находить звук Ш среди других звуков, определять его место в словах;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;
* развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Оборудование: зеркала, цветная вата, карты-маршруты, фломастеры, цветные кружочки для составления схемы слов, наборное полотно, цветные карандаши, рисунки для штриховки.
Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Вышли мышки» и четверостишья «Мишутка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет, здороваются и встают около стульчиков.
- Здравствуйте, ребята! Я вам загадаю загадки. Кто отгадает, тот сядет за стол.
Съела сыр до крошки -
Пряталась от кошки.
(Мышь)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Кошка)
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Трубочка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка»; чередование упражнений «Лопаточка» - «Чашечка».
3. Знакомство со звуком Ш.
- Прослушайте скороговорку.
Шесть мышат
В камышах шуршат.
- Какой звук часто повторяется?
Перед зеркалом объясняется артикуляция звука Ш: губы округлены и слегка вытянуты вперёд; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; тёплая воздушная струя идёт по центру язычка; горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, обозначается синим кружочком.
4. Письмо.
- Ребята, а как вы сегодня добирались в детский сад? (пешком, на машине и т. д.)
- Почтальона не встречали?
- А вот я сегодня утром встретила почтальона и он мне вручил письмо для вас. Но прежде чем мы его прочитаем, необходимо угадать, кто его нам прислал. Для этого отгадайте загадку:
Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу,
Любит рыбу, любит мёд
И в малинник забредёт.
(Медведь)
- Правильно. Письмо от медвежонка Миши.
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас ко мне в гости в страну Звуков. Я очень хочу познакомить вас со своим другом - звуком Ш. Идти придется через волшебный лес, где вас будут ждать разные испытания. Только преодолев их, вы попадёте в страну Звуков. А чтобы вам было легче найти дорогу в лесу, я высылаю вам карты-маршруты. Желаю вам удачи! До встречи!»
- Куда приглашает нас Мишка? Зачем?
Итак, в путь. Перед вами лежат карты-маршруты. Пройденный путь вы будете отмечать фломастером.
5. Поляна с цветной ватой (развитие длительного направленного плавного выдоха).
Вату положить на ладонь, поднести ко рту и сдуть её (дети произносят звук Ш).
Повторить положение языка при произнесении звука Ш
6. Поляна ветров (фонетическое упражнение с физкультпаузой).
Руки - ветви деревьев. Поднимите руки вверх и покачайте ими. (Дети, произнося звук Ш, имитируют шум ветра.) Ветер тихий, сильный.
7. Поляна хлопающих ладошек (дидактическая игра на развитие слухового внимания).
- Я называю слова, а вы, услышав звук Ш, хлопните в ладоши.
Шуба, кошка, кот, ворона, карандаш, цветы, мышь, камыш, заяц, малыш, стол, бабушка.
8. Поляна веселого карандаша (развитие графо-моторных навыков).
Заштриховать воздушные шарики в подарок Мишке.
9. Поляна загадок.
Следующее задание: отгадать загадки. Определить место звука Ш в словах-отгадках, деление слов на слоги. Отгадку найти на рисунке.
Дверцы стеклянные,
Бока деревянные.
Книги за стеклом,
Там их дом.
Где они живут?
Как его зовут? (Шкаф)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки,
Белые реснички.
(Ромашки)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)
10. Поляна весёлых мышат (развитие общей моторики, координации речи с движением - физкультминутка).
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час.
(Повороты вправо, влево, пальцы трубочкой перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (Присели, дёрнули за гири)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте)
11. Поляна «Угадай слово».
Составить слово из звуков, определить количество звуков, слогов, составить схему слов.
Ш,у,м - шум
Ш,у,б,а - шуба
12. Улица чистоговорок (развитие слуховой памяти).
Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на полянке кошка.
13. Встреча с Мишкой.
- Вот мы с вами и пришли в страну Звуков. Смотрите, нас встречает Мишка. Давайте подарим ему на память воздушные шарики и стихотворение, которое мы выучили на прошлом занятии.
Мишутка
Я по камушкам пошёл,
Шубку новую нашёл.
Шапка и шубка -
Вот он наш Мишутка.
14. Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-А к кому мы ходили в гости?
- Где живет Мишка?
- С каким звуком мы познакомились?
- Что вам больше всего понравилось в путешествии?
Молодцы, ребята! Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.