Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква.
Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложения из двух, трёх, слов, опираясь на схему. Закрепить умение называть обобщающим словом перечисленные предметы. Дать детям понятие «сложное слово». Воспитывать самоконтроль за правильной осанкой.
Оборудование: предметные картинки, кусочки ваты для каждого ребёнка,рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Предложение, Слово, Звук, Буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Я сейчас назову помещения, а вы подумайте и скажите каким словом можно всё это назвать.
(кухня, прачечная, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда - это всё… детсад.).
Воспитатель, медсестра, повар, заведующая, дворник, сторож – это. профессии в дет. саду.
2. Развитие общей, мелкой моторики.
Переменка
Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,
Отдохните хорошенько: выполняя подскоки.
Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.
Танцевать и песни петь, Танцуют.
Можно сесть и помолчать, Приседают.
Только – чур! – нельзя скучать!Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.
А. Шибаев
Развитие мелкой моторики
Раным-рано поутру
Водичка, водичка, Показывают, как умывают лицо.
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.
Русская народная потешка
3. Развитие мимических мышц:
Дети изображают эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.
Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день… но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы радостно откликнулись на её предложение.
4. Развитие артикуляционной моторики:
«Улыбка-трубочка», «лошадка», «грибок», «чашечка», «качели».
5. Работа над развитием направленной воздушной струи:
Игра «Подуй, как ветерок на тучку».
(Дети сдувают ватные шарики-тучки с ладони, стараясь не надувать щёчки).
6. Объявление темы занятия.
Сегодня мы с вами вспомним, что такое предложение и слово, узнаем чем отличается звук от буквы.
7. Понятия «предложение» и «слово».
Логопед: Дети, за лето вы подросли, стали взрослыми. Где вы отдыхали летом? (Ответы детей)
Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (Разговариваем, общаемся.)
Когда люди общаются, то между ними происходит разговор, т. е. общение. А если говорит один человек, то это уже будет речь. Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. В предложении слова «дружат» между собой и рассказывают нам о ком-то или о чём-то. Представьте, что вы с мамой идёте по улице и смотрите вокруг. «Дождь идёт»,- сказала мама. (Получилось предложение.) «Дождь сильный», -сказала дочка. (Снова получилось предложение.)
«Грязь под ногами», сказала мама. (Что получилось? Снова предложение.) «И ноги замёрзли»,- сказала дочка. (Снова получилось предложение.)
А в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, то не сможем понять друг друга. Давайте попробуем: дождь, листья, мама, идти, сапоги, около. (Ничего не понятно.) Это потому что наши слова не «дружат».
8. Составление предложений по предметным картинкам и составление схем.
9. Физкультминутка.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём и бегаем кругом.
(Дети выполняют движения по тексту).
10. Игра «Назови одним словом»
Логопед: Если у мальчика голубые глаза, как его назвать одним словом?
Дети: Голубоглазый.
Логопед: Если у девочки длинные волосы, она какая?
Дети: Длинноволосая. И т. д.
11. Дифференциация понятий «слог», «звук», «буква».
Игра «Что я показала, что я произнесла?»
Логопед произносит звук, спрашивает: Что я произнесла?
Дети: Это звук, звуки мы слышим и произносим.
Логопед показывает карточку с буквой, спрашивает: Это звук или буква?
Дети: Это буква, буквы мы видим и пишем. И т. д.
12. Работа в тетради № 3.
13. Итог занятия.
Что мы знаем о словах, которые составляют предложение? (Они «дружат» и рассказывают нам о чём либо.) Что такое слог? Чем отличаются буквы от звуков?