Елена Алтухова
Конспект логопедического занятия «Звук [Р] и буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Звуки Р,РЬ, буква «Р».
Цель: Автоматизация звука [Р], знакомство со звуками Р, РЬ и буквой Р.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепление знаний о звуках и буквах.
2. Знакомство со звуком и буквой Р. Выделение звука [Р] из слогов, слов.
3. Расширение лексич. запаса в процессе закрепления поставленного звука
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие фонематического восприятия
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Р] и буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза
3. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.
4. Развитие слухового восприятия и внимания
5. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса
6. Формирование графомоторных навыков
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование усидчивости
2. Формирование самостоятельности, доброжелательности
3. Развитие навыков сотрудничества
4. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.
Материалы и оборудование: предметные картинки, светофоры и звуковые планшеты на каждого ребёнка, слоги, алгоритм – памятка для звукового анализа.
Ход занятия.
Орг. момент. - Здр., ребята! Сегодня я приглашаю Вас на интересное занятие. У нас в гостях Ученый гном. Он приготовил для вас новые звуки ибукву. Вспомним, что такое звуки? Что такое буквы? Послушайте стих. Скажите какой звук чаще всего слышался в стихотворении? Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
Л: Мы сегодня познакомимся со звуками «Р», «РЬ», буквой Р
А сейчас сядет на место тот, кто придумает, произнесёт четко и положит своё слово со звуком Р в мои ладошки – лодочки. Подносит Л. ладошки к уху : «Слышу рычание»
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р
Л. Возьмите зеркала и произнесите звук «Р».
Когда мы произносим звук «Р», что делают наши губы, зубы, язык?
Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.
Л: Когда мы произносим звук «Р» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда – язык. Раз есть преграда, значит, звук «Р» согласный.
- посередине язычка идет теплая воздушная струя;
-Звук произносим с голосом- “горлышко” работает. Значит, он какой? (Звонкий)
-Звук произносится твёрдо. Значит он какой? (Тв.) обозначаем синим цветом.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.
«Р» - согласный, твёрдый, звонкий.
Как вы думаете, у зв. «Р» есть мягкая пара?, звук «Рь».) (обозн. зеленым цветом)
ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Раз. два - повернись и в животных превратись! Прорычите звук Р как сердитый тигр. А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурр). А как дятел по дереву стучит? (ТРР) А как ворона каркает (Карр)
Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков «Р, РЬ» в звуковом ряду : «Р», «Т», «Ж», «РЬ», «Р», «Ж», «РЬ»; из ряда слогов : РА, ОРЬ, ЖУ, РО, ША, УР, ОК, УРЬ, АР, РЁ;
Фонематич. Синтез Л. называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.
(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт
р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба
р,у,к,а – рука ш, а, р – шар)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМ. ВОСПРИЯТИЯ ИГРА: "Четвертый лишний".
СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР
УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР
ШАР, РУЧКА. КОНФЕТА, РУБАШКА
РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН
РИС, КАРЕТА, ПЕТУХ, РЕПА
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Откройте тетради на стр 46 задание 1
Нужно определить место звука Р в словах. Помните, если он звучит твердо, то обозначаем синим карандашом, если мягко - зелёным.
Что вы видите на 1 картинке? Это кран. Определите место звука р. Какой по счету звук Р в слове кран? Каким цветом закрашиваем квадрат? Р – твердый.
Закройте тетради.
ЗВУКОВЫЕ ПЛАНШЕТЫ Стих - алгоритм (ДЕТИ)
Роза, репа, двор, сухарь Сколько звуков? Назови звуки по порядку. Выкладывайте схему слова. Сколько звуков в слове? Сколько гласных в слове. Сколько согласных в слове? Сколько слогов в слове? Напишите сколько слогов в слове с помощью крестиков.
ФИЗМИНУТКА Встаньте прямо. Потянитесь.
Пошагайте. Наклонитесь
Руки вправо. Руки влево
Встаньте. Снова потянитесь И друг другу улыбнитесь.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р
- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р.
На что похожа буква Р?
Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.
Руку на бочок поставим
Мы друг другу Р представим.
- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.
Из каких элементов состоит буква Р?
Обведите мою букву Р в воздухе. Напишем букву Р на манке.
Давайте подумаем в какой домик поселим букву Р? Почему?
Р согласная, она согласна подружиться с гласными, а мы ей в этом поможем Если у них получится общая песенка, значит они подружились.
Чтение слогов на наборном полотне (по цепочке)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Откройте тетради на стр 46 задание 2
Прочитайте букву в красном кружочке. Простым карандашом обведите все буквы Р.
Прочитайте слог в красном кружочке Простым карандашом обведите все слоги кар.
Составление слов из разрезных слогов.
- Подберите слоги так, чтобы получились слова.
РЫ БА РО ЗЫ РА МА РУ КА
Молодцы справились со словами, а теперь послушайте предложения Ученого гнома: Играем в игру: «Живое предложение»
Врач лечит людей.
Весной Рома ловит рыбу.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой?
- Что вы запомнили нового об этом звуке?
Ученый гном благодарят вас, дарит вам наклейки за хорошую работу.