Марина Цепцура
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Весна. Звук [Ш]. Буква Ш, ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Автоматизация правильного произношения звука (р] в предложении.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Весна, Звук [Ш], Буква Ш, ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по числу детей, контейнер
с карандашами, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. Логопед выключает магнитофон и читает стихотворение.
Логопед.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева
Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. Логопед по очереди катает мяч детям.
Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
1-йребенок. Капли.
Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
2-й ребенок. Капель.
Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?
3-й ребенок. Капелька.
Логопед. Если капли капают, какие они?
4-й ребенок. Капающие.
Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Логопед. Молодцы! Вы отлично начали занятие.
2. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности. ]
Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.
Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.
Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Грач. Один слог.
Логопед. Замечательно. Я горжусь вами!
3. «Составь предложение». [Развитие синтаксического стоя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).]
Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку
Логопед. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.
2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.
3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.
4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах.
4. Игра с мячом «Приметы весны». [Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.
(И т. п.)
5. Упражнение «Клен». [Координация речи с движением. ] Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в
круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево-
вправо.
Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены
Клен тугие кулачки. вниз. Разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.
Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.
Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки.
С. Коган Рукопожатие.
6. Упражнение -«Выложи схему». [Совершенствование навыка анализа предложения. ]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с пластмассовыми полосками и фишками-точками.
Логопед. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.
Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова.
Логопед. Выложите схему. Дети выкладывают схему.
Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.
Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы. Логопед убирает контейнер.
7. Работа в тетради [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради- Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
Логопед. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
8. Упражнение «Весенний ручеек». [Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в разных позициях. ]
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
Логопед.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».
Логопед раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).
Логопед. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Даша.
1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.
Логопед. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик?
2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.
Логопед. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя?
3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.
Логопед. Что мы видим в ручейке, Ариша?
4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.
Логопед. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!
9. Игра-соревнование «У кого больше корабликов». [Расширение словаря глаголов по теме «Весна».]
Логопед оставляет детям предметные картинки.
Логопед. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.
2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.
3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.
Логопед. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов. Дети. Это Вадик.
Логопед. Вадик, ты сегодня победитель! Давайте похлопаем Вадику!
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.