Людмила Томачева
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ФФН
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад «Эврика»
Толмачева Людмила Алексеевна
Тема: «Звук «Ц»
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН „Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-учить детей характеризовать звук «Ц» с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
Коррекционно-развивающая:
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение определять позицию звука «Ц» в слове;
-упражнять детей в звуковом анализе из трех звуков;
-развивать умение составлять предложение по двум опорным словам;
-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительный гнозис.
Коррекционно-воспитательная:
- учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи;
- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, самооценку.
Оборудование:
Разрезные картинки в конвертах, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук «Ц», символ звука, схема для характеристики звуков, буква Ц, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактические пособия: «Гусеница», «Синица», «Волшебный колодец» с картинками для составления предложений, «Звуковые часы», игрушка цыпленок, наборное полотно, фланелеграф.
Ход.
1. Оргмомент.
Приветствие.
Логопед. Сегодня к нам пришло много гостей. Мы рады всех видеть. Давайте всем улыбнемся и поприветствуем.
2. Самомассаж.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Сопряженная гимнастика
«Улыбка – трубочка», «Маятник», «Качели», «Птенчики».
4. Развитие психологической базы речи.
Логопед : Ребята, для каждого из вас я приготовила задания. Эти задания в конвертах.
Подойдите к столу и слушайте внимательно. Даша, твой конверт – с красным кругом и зеленым квадратом. Ирина, твой конверт – с синим квадратом и желтым овалом. И т. д.
Дети берут конверты и садятся на ковер и собирают разрезные картинки.
Задание: Попробуем собрать целую картинку из частей.
Логопед : Назовите картинки, которые вы собрали? Отвечайте полным предложением.
Дети: Я собрал цыпленка. Я собрала цаплю. И т. д.
Логопед : Уберите картинки в конверт, положите на стол и проходите на свои места.
5. Собщение темызанятия. Дети садятся за столы. Логопед открывает наборное полотно, на котором стоят картинки: цапля, цыпленок, заяц, овца, гусеница, лестница, цветок, колодец, мельница.
Логопед : Еще раз назовите картинки, которые мы собирали.
Дети хором называют картинки.
Логопед : Какой звук слышится во всех этих словах?
Дети: Звук [Ц].
Логопед : Давайте произнесем его. Что делают губы? Зубы? Язык?
6. Артикуляция звука.
Когда мы произносим звук «ц»,
наши губы улыбаются,
зубы сближаются, но не сжимаются,
язычок упирается в нижние зубы.
Поднесите ладошку ко рту и еще раз произнесите звук «Ц», что вы ощущаете?
По середине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Потрогайте горлышко. Что происходит в горлышке?
Струнки в горлышке не дрожат, голосок спит.
7. Характеристика звука.
А теперь расскажите про звук «Ц» по схеме.
Дети: Звук «Ц» согласный, глухой, твердый.
(Выставляется на доску символ звука)
Логопед : У звука «Ц» нет мягкой пары, он всегда твердый. А живет звук вот в этом домике. Это буква Ц. (Выставляется на доску буква)
Логопед читает стихотворение
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.
8. Упражнение с буквой Ц на развитие зрительного гнозиса «Гусеница»
Логопед : У вас на столах лежит картинка гусеница. Эта гусеница – модница она нарядилась в платье с буквами Ц, но не все буквы на платье написаны правильно, внимательно посмотрите и зачеркните карандашом все неправильные буквы
9. Произнесение звук «Ц» в слогах. Из 4-х слогов выделить лишний слог, отличающийся звучанием.
Логопед : Хром слоги повторим,
Лишний слог определим.
Дети за логопедом повторяют слоговые цепочки, называют лишний слог.
ЦА-ЦО-ЦА-ЦА АЦ-АЦ-ЫЦ-АЦ
ЦО-ЦО-ЦУ-ЦО ОЦ-УЦ-ОЦ-ОЦ
ЦЫ-ЦУ-ЦУ-ЦУ ОЦ-ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ-ЦА УЦ-УЦ-АЦ-УЦ
10. Определение позиции звука «Ц» в словах по картинкам, стоящим на наборном полотне.
Дидактическое упражнение «Синица»
Задание: положить символ звука «Ц» на клюв синицы, если звук «Ц» в начале слова,
на крыло, если звук «Ц» в середине слова и на хвостик, если звук в конце слова.
11. Физкультминутка «Медведица, заяц, цапля»
Дети изображают медведицу, цаплю и зайца. Под медленные удары бубна они идут, как медведица, под быстрые прыгают, как заяц, а когда удары бубна прекращаются – стоят на одной ноге, как цапля.
12. Звуковой анализ слова ЦЫП.
Появление игрушки цыпленка. Имя цыпленка Цып.
Логопед : Произнесите четко слово ЦЫП. Составьте схему слова ЦЫП.
Дети самостоятельно составляет схему слова «ЦЫП» из фишек.
Проверка выполненного задания
Логопед : Назовите первый звук в слове. Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук [Ц] – согласный, твердый, глухой.
Логопед : Назовите второй звук. Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук [ы] – гласный.
Логопед : Назовите третий звук. Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук [п] – согласный, твердый, глухой.
Логопед : Сколько звуков в слове. Назовите их по порядку. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?
13. Составление предложений по двум опорным картинкам.
Дидактическая игра «Волшебный колодец».
Дети при помощи магнита достают из колодца картинки, называют их и составляют предложения.
Дети: У меня кольцо и палец. У мамы на пальце кольцо.
У меня теплица и огурцы. В теплице растут огурцы и т. д.
14. Итог.
Какой звук учили?
Еще раз расскажите про звук Ц.
Почему он согласный?
Почему он глухой?
Поставьте обе стрелки звуковых часов на картинку, в названии которой есть звук «Ц».Ответе полным предложением, куда вы поставили стрелки.
Дети: Я поставил стрелки на зайца. т. д.
Логопед : Занятие наше закончилось. На память о нашем занятии возьмите цветок с буквой Ц. Кому, было легко выполнять задания, возьмите оранжевый цветок, а тот, кто затруднялся в выполнении заданий пусть возьмет желтый цветок.