Марина Цепцура
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на тему «Почта. Звуки [к], [г], [х]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
Формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Почта» : почта, почтальон, сумка, ящик, газета, журнал, письмо, открытка, телеграмма, посылка, бандероль, марка, конверт; разносить, послать, отправлять; почтовый, свежий, поздравительный, заказной). Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
Совершенствование грамматического строя речи.
Темочки:
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Почтальон, почта. Знакомство с профессией
- Почтальон, почта. Конспекты занятий
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Совершенствование навыка составления слов из данных слогов. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации
речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, картина «На почте», мяч, конверты с наклеенными на них картинками, тетрадь по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения сказочных героев, три маленьких ящика или коробки, предметные картинки для игры «Отправь посылку», большой игрушечный грузовик, разноцветные картинки с пазлами, карточки со слогами.
Предварительная работа:
Экскурсия с родителями на почту. Формирование представлений о труде работников почты, рассматривание конвертов, открыток, бланков телеграмм, марок, детских газет и журналов. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта». Расширение и уточнение словаря по теме «Почта». Проведение сюжетно-ролевой игры «Кому письмо?» Разучивание загадок по теме и стихотворения А. Шибаева «Почтовый ящик».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона и объявление темы занятия. Совершенствование грамматического строя речи. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и приглашает детей к столу, на котором лежат конверты с наклеенными на них картинками.
Логопед. Перед вами лежат конверты, на которых нарисованы портреты сказочных героев. Скажите, кому пришло письмо, лежащее перед вами.
1-й ребенок. Это письмо пришло Колобку.
2-й ребенок. А это письмо — Красной Шапочке.
3-й ребенок. Вот это письмо пришло Русалочке.
4-й ребенок. А это письмо — Золотой рыбке.
Логопед убирает конверты.
2. Рассматривание картины «На почте» и беседа по ней. [Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Почта».]
Логопед помещает на мольберт перед детьми картину «На почте».
Логопед. Давайте представим, что мы с вами пришли на почту. Расскажите о тех людях, которые здесь работают. Как они выглядят? Что делают?
1-й ребенок. Мы видим за стойкой двух почтовых работников, операторов. Это молодые женщины. Одна из них взвешивает на весах посылку, а другая выдает заказное письмо.
Логопед. Опишите людей, которые пришли на почту.
2-й ребенок. Мама с мальчиком стоят перед стойкой. Они пришли на почту, чтобы отправить посылку.
3-й ребенок. Другие мама с девочкой получают заказное письмо.
Логопед. Как работают почтовые работники?
4-й ребенок. Они выполняют работу спокойно, неторопливо, вежливо разговаривают с посетителями.
Логопед. Вы сказали, что одни посетители отправляют посылку, а другие получают письмо. Что еще можно делать на почте?
Дети. Можно отправлять письма, открытки, телеграммы, бандероли, денежные переводы или получать их. Можно купить на почте газеты и журналы, конверты, марки и открытки.
Логопед. Кто еще работает на почте кроме операторов? Что они делают?
Дети. На почте работе почтальоны. Они разносят газеты, журналы, письма, открытки, извещения по домам и опускают их в почтовые ящики. Еще там работает начальник почтового отделения. Он руководит работой всех тех, кто работает на почте.
Л о г о п е д. Вы очень хорошо рассказали о людях, работающих на почте. Молодцы.
3. Игра с мячом «Подбери слова». [Расширение и уточнение словаря глаголов по теме. ]
Логопед убирает картину с мольберта, приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть в мяч. Перечислите все, что можно делать с предметами, которые я назову. Письмо можно.
1-й ребенок.. писать, класть в конверт, отправлять, получать.
Логопед. Марку можно.
2-й ребенок.. покупать, наклеивать. Логопед. Посылку можно.
3-й р е б е н о к.. собирать, подписывать, отправлять, получать.
Логопед. Газету можно.
4-й ребенок.. покупать, читать.
4. Игра «Подскажи словечко» по стихотворению С. Я. Маршака «Почта». [Развитое речевого слуха, мышления, чувства рифмы. ]
Логопед убирает мяч и предлагает детям удобно расположиться на ковре.
Логопед. Следующая игра хорошо знакома вам. Она называется «Подскажи словечко».
Пароход отойдет Через две минуты. Чемоданами народ Занял все каюты. Но в одну из кают Чемоданов не несут — Там поедет вот что: Почтальон и.
Дети. Почта.
Логопед. Нетрудно письму Увидеть свет:
Ему не нужен.
Дети. Билет.
Логопед. Погляди, письмо за мной Облетело шар земной. Мчалось по морю, вдогонку Понеслось на Амазонку. Вслед за мной его везли.
Дети. Поезда и корабли.
Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными.
5. Игра «Чего не хватает?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи. ]
Логопед помещает на доску перед детьми четыре картинки (газета, журнал, письмо, посылка) и предлагает назвать их.
Логопед. А теперь вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Открыв глаза, вы скажете, чего не стало.
Лети закрывают глаза, логопед убирает картинку.
Логопед. Чего не стало?
1-й ребенок. Не стало письма.
Игра проводится до тех пор, пока не ответят все дети.
6. Игра «Отправь посылку». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [к], (г], [х]).]
Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения Колобка, Хрюши и гусей; на стол ставит три маленьких коробки с написанными на них буквами К, Г, X и рассыпает картинки (конверт, кружка, стакан, платок, хлеб, халат, яхта, хурма, гранат, груша, гвозди, гольфы).
Логопед. Сейчас мы с вами будем отправлять посылки. Перед вами их получатели: Колобок, Хрюша и два веселых гуся. В посылки можно класть только те предметы, в названия которых есть первые звуки названий получателей: [к], [г] или [х]. Выбирайте картинки с изображениями предметов, раскладывайте их по коробкам и рассказывайте, кому и что вы отправите.
1-й ребенок. Я положу в посылку для Колобка конверт.
2-й ребенок. Ая отправлю Хрюше игрушечную яхту.
3-й ребенок. Я хочу отправить гусям грушу.
4-й ребенок. Я положу в посылку для Колобка платок.
(И т. п.)
Дети раскладывают все картинки, логопед закрывает коробки и предлагает детям погрузить их в машину.
7. Артикуляционная гимнастика. Формирование правильной артикуляции звука [р’]
Логопед увозит грузовик, приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения, отрабатывает правильное произношение звука [р’] в сочетании иии-ррр-иии.
8. Игра «Волшебная посылка». [Совершенствование навыка составления слов из данных слогов. ]
Логопед ставит на стол коробку с карточками, на которых написаны слоги (ка, бан, ко, бан, ка, мыш, ка, мыш).
Логопед. Мы с вами отправили посылки сказочным героям, а теперь посылка пришла нам с вами. Посмотрите, в посылке карточки со слогами. Вы должны составить из этих слогов четыре слова. Если вы сделаете это правильно, то на обратной стороне карточек увидите картинки.
Дети составляют и читают слова; кабан, банка, камыш, мышка. Логопед переворачивает карточки и дети видят изображения кабана, банки, мышки и камыша.
9. Отгадывание загадок. [Развитие мышления и связной речи. ] Логопед убирает карточки.
Логопед. Ив завершение занятия вы отгадаете мои загадки.
Он висит на видном месте, Круглый год глотает вести.
Дети. Это почтовый ящик. В него опускают письма с разными новостями.
Логопед. Что путешествует по свету, оставаясь в одном углу?
Дети. Это марка. Ее наклеивают на верхний правый угол конверта.
Логопед. Великолепно. Вы отгадали мои загадки и объяснили, как это сделали.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли на занятии, а потом оценивает их работу.