Наталья Кузьменкова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]. Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – образовательные
• расширение, уточнение словаря по теме «Посуда»;
• совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• закрепление согласования прилагательных с существительными;
• практическое применение предлогов НА, С, ПОД, ИЗ-ПОД;
• дифференциация звуков [С – Ш] в речи детей
Коррекционно – развивающие
• развитие памяти, мышления, зрительного восприятия;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Дифференциация звуков [с]-[ш], Посуда“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• развитие координации речи с движениями;
• развитие творческого воображения
• развитие интонационной выразительности речи
• развитие этикетной лексики
Коррекционно – воспитательные
• воспитание навыков сотрудничества, отзывчивости, умения сопереживать;
• бережного отношения к предметам, сделанными людьми;
• воспитывать интерес и любовь к творчеству К. Чуковского
Предварительная работа:
рассматривание посуды, её деталей, материала, из которого
она сделана; составление описательного рассказа о посуде;
загадывание загадок о посуде; чтение сказки К. Чуковского
«Федорино горе»; разучивание хороводной игры «Изобрази
посуду»; сервировка стола чайной и столовой посудой.
Оборудование:
кукла-рукавица Федора, демонстрационные картинки с
изображением посуды, индивидуальные карточки
«Собери посуду», «Звуковые бусы», цветные карандаши,
корзинка, картина «Лесная поляна», панно «У самовара»
Ход занятия
1. Организационный момент.
У нас сегодня много гостей. На гостей все посмотрели,
удивились, рассердились, улыбнулись /мимическая гимнастика/
и поздоровались: «Здраавствууйтеэ!» /биоэнергопластика:
показ гласных звуков/
А теперь тихонько сели.
2. Введение в тему.
Это – бабушка Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе».
(Показ куклы-рукавички Федоры.)
Заленилась вновь Федора,
Мыть посуду перестала.
И поэтому посуда
От нее опять сбежала!
Просит помощи Федора.
День рожденья её скоро!
Без посуды как ей быть?
Как стол праздничный накрыть?
Поможем Федоре Егоровне? Конечно, поможем!
3. Пальчиковые, артикуляционные и дыхательные упражнения.
Расслабляющий самомассаж.
Перед дальнею дорогой
Отдохнём совсем немного /поглаживание щёк - от носа к ушам,
лба – от середины к вискам/
Чая сладкого попьём /поглаживание шеи/
И на поиски пойдём!
Взяли чайник, взяли чашку /пальчиковые упражнения
«Чайник», «Чашка»/
Потихоньку наливаем,
Ничего не проливаем.
Вот и блюдце. Ставим чашку /пальчиковое упражнение
«Блюдце»/
Осторожно! Горячо!
Остудим наш чай, подуем. /артикуляционное упражнение
«Дудочка»,
дыхательное упражнение:
вдох- носом, выдох- ртом/
Пьём! Как вкусно!
И попили, и подули, губы даже облизнули.
/артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»/
Ну, Федора ждёт. Пора!
Закрываем все глаза.
Открываем! / на доске картина «Лес»/
Вот и лес, полный сказочных чудес.
4. Дифференциация звуков [С – Ш] в слогах.
Развитие интонационной выразительности речи.
Позовём теперь посуду
Так, чтоб слышно было всюду.
Слушаем, запоминаем,
Чётко, громко повторяем:
СА – СА – ША /пропевание слогов с восходящей и
СО – ШО – ШО нисходящей интонацией/
СУ – ШУ – СУ
ШИ – СЫ – СЫ
ШЕ – СЭ – СЭ
5. Дифференциация звуков [С – Ш] в словах.
Игра «Собери посуду».
И вот неизвестно откуда
Бредёт по болоту посуда.
На кочках в болоте застряла,
Идти уж не может - посуда устала.
Через болото по кочкам пройдите,
Посуду Федорину соберите!
Дети работают по индивидуальным карточкам.
/Спинки держим прямо, голова чуть наклонена. /
Федорины коты отнесут посуду домой. Кошка Пуша отнесёт
посуду, в названии которой есть звук [Ш]. а кот Кис-Кисыч –
посуду, в названии которой есть звук [С].
кувшин стакан
чашка поднос
ковшик миска
супница
/дети стрелочками соединяют посуду с нужным котом/
6. Физминутка.
Хороводная игра «Изобрази посуду».
Музыка Е. Железновой.
Вот большой стеклянный чайник /дети надувают животики/
Очень важный, как начальник! /ставят одну руку на пояс, как
ручку, другую изгибают, как носик/
Вот фарфоровые чашки –
Очень хрупкие бедняжки! /приседают, одна рука на поясе/
Вот фаянсовые блюдца: / кружатся, рисуя руками круг/
Только стукни – разобьются! /хлопают в ладоши и падают
на ковёр/
Мы не будем блюдца бить, /поднимаются с пола,
Будем их беречь, хранить. оглаживают себя/
Вот серебряные ложки - / потягиваются, руки вверху
Голова на тонкой ножке смыкаются над головой/
Вот пластмассовый поднос: /наклоняются вперёд, руки
Он посуду нам принёс! показывают овал/
7. Дифференциация звуков [С – Ш] в предложениях.
Практическое применение предлогов НА, ПОД, С, ИЗ-ПОД.
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Поиски наши мы продолжаем,
И осторожно по лесу шагаем,
Внимательно смотрим по сторонам
И видим посуду то тут, то там.
Кто что и где увидел?
На доске вывешивается картина «Лесная поляна».
Дети ищут посуду и озвучивают, где её обнаружили.
Я вижу чайник под кустом. - Я поднимаю чайник из-под куста.
Я вижу самовар на пне. - Я снимаю самовар с пня.
Я вижу тарелку под ёлкой. - Я поднимаю тарелку из-под ёлки.
Я вижу ножи на тропинке. - Я поднимаю ножи с тропинки.
/картинки складываются на поднос/
Игра «Назови ласково».
Давайте попросим посуду
Вернуться скорее домой,
Федора почистит посуду,
Окатит водой ключевой.
Вы ласково всех называйте,
Волшебные слова, прошу, не забывайте!
Ложечка, миленькая, пожалуйста, иди домой!
Ножичек, остренький, будь любезен, иди домой!
Картинки с изображением посуды складываются в корзинку.
Корзинку забирает Федора и уходит домой.
8. Игра «Звуковая мозаика».
Федора ждёт нас на День рождения. Как же идти без подарка?
Давайте подарим Федоре Егоровне бусы. Сделаем их прямо
сейчас. Бусы будут не простые, а звуковые.
Я произношу звук. Вы должны определить, какой он, и
соответствующим карандашом закрасить бусинку.
Дети работают индивидуально.
Бусы получились очень красивые. А какое слово сложилось из
звуков? – С У Ш К И
9. Гимнастика для глаз.
Теперь наши глазки пусть отдохнут!
Упражнения: «Бабочка», «Жмурки», «Вверх – вниз – вправо –
влево».
А теперь поспешим к Федоре!
Вывешивается панно «У самовара» (групповая работа).
10. Итог.
Давайте вспомним, как мы помогали Федоре, где были, что
видели. Что понравилось больше всего?
А к чаю у нас есть вкусные сушки.
Спасибо за занятие!
Дооо свииидааанииияааа!