Юлия Куликова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы.
Дифференциация звуков [с]-[с']
Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков [с] и [с'].
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Научить давать сравнительную характеристику звуков [с] и [с'];
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Учить дифференцировать звуки [с] - [с'] в слогах, словах, предложениях.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать артикуляционную моторику;
• Развивать фонематический слух;
• Развивать мышление, память, внимание;
• Развивать умение анализировать слова, слоги и предложения.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
• Воспитывать дисциплину на занятиях.
Оборудование: предметные картинки: сапоги, сено, апельсин, васильки, песок, гусята, самокат, сито, сумка, такси, сундук, сом, стакан, собака, письмо; магнитная доска, набор для составления звуковой схемы, набор для составления схемы предложения, сюжетная картина "Соня нюхает сирень", альбом упражнений по обучению грамоте "Говорим правильно" О. С. Гомзяк.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Владимировна. Вы готовы заниматься?
Давайте сделаем гимнастику: трубочка-улыбка; лопатка-чашечка; качельки за зубки-качельки на зубки; вкусное варенье, маляр, лошадка. Таня, заводи моторчик. Молодцы, ребята.
• Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны мне сказать, как будет ласково.
Нос- … (носик) лиса - (лисичка) усы - (усики)
Пес - (песик) коса - (косичка) колесо - (колесико)
Как звучит звук [с] в словах пёс и пёсик? (с, с') Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с] и [с'].
2. Основная часть
• Отгадайте загадку (картинки с отгадками вывешиваются на доске)
В нас хозяин на охоту
Идёт тихонько по болоту.
Обувает нас на ноги,
Когда лужи на дороге. (Сапоги)
Косою острой скошено
Горой высокой сложено. (Сено)
Молодцы! Скажите, а какой первый звук в слове "Сапоги"? (С). Звук [С] какой, Полина?
Хорошо. А какой первый звук в слове "Сено"? (С'). Звук [С'] он какой, Настя?
Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие). А чем отличаются? (твердый-мягкий)
• Поиграем в игру "Кто самый внимательный?" Я буду вам говорить слоги, и если вы слышите твердый звук [С], значит хлопните в ладоши, а если мягкий [С'], то топните, вам понятно?
СА - СУ - СИ - СО - СЯ - СЁ - СЫ - СЮ
ИС - УСЬ - АС - ОСЬ
А теперь то же самое, но в словах:
СОК - КОСТЬ - ПОСУДА - СНЕГ - СЕМЯ - СЕМЬЯ
Молодцы!
• А сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди место". Вы будете выходить по одному ко мне, я буду показывать вам картинку, вы называете, что на ней нарисовано и определяете какой там звук: твердый [c] или мягкий [с']. Картинки со звуком [с] мы будем вешать сюда, а со звуком [с'] с этой стороны.
Слова: апельсин, васильки, песок, гусята, самокат, сито, сумка, такси, сундук, сом, стакан, собака, письмо, сапоги, сено.
• Открываем кассы и выкладываем схему слова "САПОГ". Сколько слогов в этом слове? (2). Какой звук первый/второй? (син,кр,син,кр,син). Егор, назови какая схема у тебя получилась. У всех так?
А теперь выкладываем схему слова "СЕНО". Полина, назови какая схема получилась у тебя? У всех также? Молодцы!
• Посмотрите на картинку. Знакомьтесь, это Соня. Соня нюхает сирень. Из чего состоит предложение (из слов). Посчитаем, сколько слов в этом предложении (3). Составьте схему (белые полоски).
Соня, сколько слов у тебя в схеме? У всех также? Молодцы.
Ребята, а вы заметили, что в этом предложении спрятались сразу два нужных нам звука? И [с], и [с']. Полина, какой слово в предложении "Соня нюхает сирень" содержит звук [с]? (Соня). Тимофей, а какой слово содержит звук [с']? (сирень).
Молодцы, ребята!
• Открываем страницу 3. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Санки, гуси). Санки, какой здесь звук [с]? (твердый). Какой первый слог в слове "Санки"? (са). Это прямой слог или обратный? (прямой). А какой будет обратный слог у слога "са"? (ас). Запишите под картинкой сначала прямой слог "са", а потом, после тире, обратный слог "ас". Хорошо.
В слове "Гуси" сколько слогов? (2). Какой последний слог? (си). Звук [с'] здесь какой? (мягкий). "Си" — это прямой слог, а какой будет обратный? (ис). Запишите сначала прямой слог "си", а потом обратный - "ис".
• Хорошо, ребята. Посмотрите на задание 4. Нам даны слова, из которых нужно составить предложение. "На, сова, суку, сидит". Какое предложение можно составить? Обратите внимание, что Слог "на" начинается с заглавной буквы. (На суку сидит сова). А теперь начертите схему этого предложения.
"Кормушку, для, зимой, птиц, сделай". Какой предложение составит Егор? (Кормушку для птиц сделай зимой). Начертите схему этого предложения.
3. Итог занятия.
Сегодня мы с вами учились различать два братика-звука [с] и [с']. Мы выяснили, что отличаются они тем, что звук [с] - твердый, а звук [с'] - мягкий.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Мне тоже. Большое вам спасибо.