Ольга Пензенская
Конспект группового логопедического занятия по теме «Закрепление звуков [С], [С’] на основе лексической темы «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звуков [с], [сь] в слогах, словах, словосочетаниях, основываясь на артикуляционных и акустических признаках, с опорой на зрительные и слуховые ощущения на материале лексической темы «Посуда».
Задачи:
коррекционные:
- закрепить навык четкого произношения звуков [с], [сь];
- развивать речевое дыхание;
- закрепление артикуляции и характеристики звуков[с], [сь];
- закрепление навыков различения звуков [с], [сь] в слогах и словах;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия по теме „Закрепление звуков [С], [С’] на основе лексической темы „Посуда“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать фонематический слух (выделение звуков [с], [сь] из ряда звуков, слогов, слов);
образовательные:
- расширить и углубить представления детей о посуде, ее назначении;
- закрепить навык четкого произношения звука [с], [сь];
- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
- формировать навыки оценивания своей деятельности;
развивающие:
- пополнить лексический запас детей по теме;
- развивать фонематическое восприятие и представление (упражнять в определении позиции звука в слове);
- развивать умения осуществлять контроль;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений;
воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитание аккуратности и бережного отношения к посуде;
- формирование умения слушать собеседника;
- воспитание сочувствия, сопереживания;
Оборудование: магнитная доска, схема для характеристики звуков, символ звуков [с], [сь], телеграмма, картинки с изображением посуды, картинки с изображением насосов, посуда, массажные мячики, большой мяч, карточки для индивидуальной работы, карандаши, проектор, ноутбук, картонные чашечки, игрушечная посуда, коробочка из-под сока.
I. Организационный момент.
Цель: настроить детей на занятие.
Дети входят в группу и садятся на свои места под музыку.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Какие слова можно сказать? (Добрый день, здравствуйте). Скажем все вместе: здравствуйте! (Приветствуют)
- А настроение у вас хорошее? Да, я вижу, настроение у вас действительно хорошее. Тогда давайте поиграем.
1. Введение в тему урока.
Игра на автоматизацию звука в словах. «Закончи слово».
Показываю пакет с соком.
- Что это? (Сок).
- Я говорю начало слова, а вы добавляете одно это слово «сок». Посмотрим, что у нас получится в этой игре (показываю картинки с предметами) : но-сок, пе-сок, ле-сок, воло-сок, голо-сок, коло-сок, поя-сок, ча-сок, бро-сок, бру-сок, ку-сок.
- С какого звука начинается слово, которое вы добавляли к моим словам? (Со звука [с]).
2. Сообщение темы занятия.
- На прошлом занятии мы говорили о звуке [с] и родственному ему звуке [сь]. И сегодня они придут к нам в гости и мы будем сравнивать звуки [с] и [сь] между собой, находить их сходства и отличия.
- А сейчас - загадка:
В ней суп и кашу варят,
И картошку жарят,
Из нее едят и пьют,
Ее моют, берегут.
(Посуда)
- Правильно. Мы сегодня на занятии также много будем говорить о посуде. Вы, конечно же, знаете, что без посуды в доме не обойтись. (Читаю стихотворение) :
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда :
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
II. Основная часть.
1. Характеристика звуков [с], [сь].
На фланелеграфе появляется изображение Федоры. (1 слайд).
- Посмотрите, ребята. Кто это? (Ответы) Да, это бабушка Федора из известной сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Вы помните, что в этой сказке бабушка Федора очень плохо обращалась со своей посудой : не мыла ее, не чистила, не вытирала, не ставила на место, ругала, обижала. И посуда сбежала от нее.
- Ребята, бабушка Федора прислала нам телеграмму. Что же она нам пишет? (Читает)
«Дорогие ребята! У меня большая беда. Когда от меня убегала посуда, то часть из нее разбилась. Очень вас прошу - помогите мне! Бабушка Федора».
- Ребята, когда у Федоры убежала посуда, что она сделала? (Попросила прощенья.)
- Простила ее посуда? (Да)
- Правильно. Посуда вернулась к ней. Но вместо той, которая разбилась, бабушке Федоре понадобилось купить новую посуду. Зашла она в магазин, а названия посуды не помнит. Помогите бабушке Федоре. Вы согласны ей помочь? (Ответы).
- Поможем Федоре. А как? Давайте отправимся в магазин, выберем для нее посуду и научим Федору правильно, по-доброму обращаться с посудой.
- Ребята, я знаю, что вы любите стихи. А давайте попробуем сочинять стихи. Я буду начинать, а вы их будете заканчивать. Пробуем?
(Дети по очереди находят на панно рисунки с изображением посуды, которая звучит в стихах).
1. На кухне хлопочет бабуля,
Для супа нужна ей … (кастрюля)
2. Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой … (стакан).
3. Чисто посуда помыта.
Но она вся в дырках… (сито)
4. Чтобы жарилась еда,
Нам нужна … (сковорода)
5. Что там в посылке?
Странный вопрос!
Компас, посуда…
(Поднос и насос).
- Ребята, давайте вспомним и назовем слова, которые мы сейчас с вами отгадали. (Ответы). Во всех словах-отгадках есть звуки [с] и [сь]) : в середине, в начале или в конце слов.
- Давайте поговорим об этих звуках. Какие это звуки – гласные или согласные? (Согласные).
- В каких домиках живут согласные звуки? (Твердые - в синих, а мягкие – в зеленых).
- Эти звуки звонкие или глухие? (Глухие).
- Как определяем? Давайте положим ладошку на горлышко, посвистим и посмотрим: горлышко спит или дрожит. Если спит – значит, глухой, а если дрожит – значит, звонкий. (Выполняют).
- Итак, о звуке [с] можно сказать, что это звук согласный, твердый, глухой, свистящий, язычок внизу, губы улыбаются, холодный ручеек воздуха.
- А чем отличается звук [с] от звука [сь]? (Тем, что он мягкий)
- Ребята, звуки [с] и [сь]) обозначаются одной буквой, которая называется буква ЭС.
- Произнесем ее вместе: эс!
2. Чистоговорка.
- Давайте потренируемся правильно произносить эти звуки. Слушаем и запоминаем:
Испугалась лиса
Большого пса.
- Где твердый звук [с]? (Лиса, пса)
- А где мягкий звук [cь]? (Испугалась)
- Давайте поработаем над правильным произношением этих звуков. (Повторение чистоговорки детьми).
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, давайте с вами еще вспомним и выполним упражнения, которые помогли нам научиться правильно произносить звуки [с], [cь]. Посмотрите на экран.
1. Упражнение «Заборчик».
Из зубов заборчик строй
Ровный белый, не косой
Губки широко открой
Чтоб заборчик видеть свой.
2. Упражнение «Блинчик».
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
3. Упражнение «Качели».
Сели дети на качели
И взлетели выше ели
Даже солнышка коснулись
А потом назад вернулись
3. Словообразование. Звуки [с], [cь] в словосочетаниях.
- Ребята, а бабушка Федора забыла, какая бывает посуда, подскажите ей, какая бывает посуда? Из чего она может быть сделана? (Ответы). Логопед показывает предметы посуды. (Лежат на отдельном столе)
(Показывает деревянную ложку). Как назвать посуду, сделанную из дерева? (Деревянная).
(Показывает металлическую ложку). Как назвать посуду, сделанную из металла? (Металлическая)
(Стакан). Как назвать посуду, сделанную из стекла? (Стеклянная).
(Поднос). Из пластмассы? (Пластмассовая).
(Конфетница). Из хрусталя? (Хрустальная).
(Горшочек). Из глины? (Глиняная).
(Чашка). Из фарфора? (Фарфоровая).
4. Физкультминутка «Посуда». (Закрепляем звук «С»)
- А теперь немного отдохнем и подвигаемся.
У нас славная осанка- встать в струнку, рукивдоль туловища;
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);
Мы шагаем на носках шагаем на носках;
И пойдём на пятках. шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята, пройти плавно;
Ну а если надоест,
То пойдём мы косолапо,
как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи» руки на поясе
Во так, вот так!
6. Игра «Услышь звук».
- Вот мы и пришли с вами в магазин. Давайте выберем только ту посуду, в названии которой слышатся звуки [с], [cь]. Если в названии слышим звук [с], ставим посуду к символу звука [с] – насосу, а если слышим звук [cь] - ставим к насосику.
- Что делают насосом? (Накачивают машину).
- Он большой или маленький? (Большой).
- Как он свистит? ( Твердо: с-с-с).
- А насосик большой или маленький? (Маленький). Что им делают? (Накачивают велосипедик). Как он свистит? ( Мягко: сь-сь-сь).
- Давайте накачаем большим насосом большую машину. (Произносят редко, тяжело с движением: [с])
- А теперь накачаем маленьким насосиком маленький велосипедик. (Произносим быстро, легко: [cь]…)
(Дети выбирают предметы).
7. Дыхательные упражнения.
- Ой, ребята, вы так старались, когда накачивали колеса, что, кажется, нам пора отдохнуть. (Детям раздаются картонные чашки).
- Как называется эта посуда?
Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас? Так отвечай!
(Чайные чашки).
- Правильно! Давайте вместе попьем чай из этих чашек. Но сначала подуем, т. к. чай очень горячий. Скажем вместе:
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу!
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте на чашки, не раздувая щек.
8. Что было сначала, а что потом?
(Двигательный режим – выходят и прикрепляют на мольберт).
- Отдохнули? А теперь подумаем, как готовили этот чай. Посмотрите на картинки. Что здесь нарисовано? (Ответы)
- А кто знает, что за чем бывает? Давайте расставим картинки по порядку. (Сначала налили воду в чайник, потом поставили ее на плиту, потом она вскипела и затем воду наливают в чайные чашки, чтобы пить чай). Молодцы, все правильно!
(Дети закрепляют картинки в правильном порядке на магнитную доску.)
9. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.
Я мечом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук!
10. Падежное управление.
- Ребята, а вдруг бабушка Федора забыла куда и что нужно класть. Давайте напомним ей назначение разной посуды.
- Куда она положит соль? (В солонку)
- Во что положит салат? (В салатницу)
- Нальет суп в … (супницу)
- Положит сахар в … (сахарницу)
- Разложит салфетки в … (салфетницу)
Чтение стихотворения «Посуда».
( Двигательный режим: все стоят, а чтецы - перед ними).
- Послушайте, какое интересное стихотворение расскажут нам ребятки Саша и Лера. А мы поможем им. Давайте все встанем.
Мальчик:
Девочка Лера порядок наводила,
Девочка Лера кукле говорила:
Девочка: (Показывает посуду)
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль?
Все:
Ну, конечно, в солонке!»
11. Игра на развитие лексико-грамматических навыков «Скажи наоборот».
(Двигательный режим).
- Еще игра: я бросаю вам мяч и называю слова, а вы говорите слова, как будто «наоборот» :
1. Стакан чистый – стакан грязный.
2. Миска большая – миска маленькая.
3. Сковорода белая – сковорода черная.
4. Кувшин тяжелый – кувшин легкий.
5. Ваза высокая – ваза низкая.
6. Скатерть светлая – скатерть темная.
7. Чайник горячий – чайник холодный.
8. Поднос широкий – поднос узкий.
9. Блюдечко глубокое – блюдечко мелкое.
12. Домашнее задание.
Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых изображена разная посуда. Дома вы постарайтесь раскрасить красиво каждый свою посуду.
III. Итог занятия.
- Смогли мы помочь Федоре?
- Да, ребята, бабушка Федора очень обрадовалась, что вы ей помогли, и она говорит вам: «Большое спасибо!». Давайте мы попрощаемся с ней и скажем ей: «До свидания!» (Ребята машут ручками)
- А какие звуки мы повторили?
- Ребята, как надо относиться к посуде, чтобы посуда не убежала от вас, как от бабушки Федоры? Что нужно делать, чтобы этого не случилось?
(Нужно научиться содержать посуду в порядке : мыть, чистить, вытирать, ставить на место).
- Всем спасибо! Наше занятие закончилось.