Денисенко Сергей Владимирович
Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современной России достаточно серьезной ставится проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. В связи с этим одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, согласно требованиям ФГОС, является работа, связанная с физическим развитием детей и их физической подготовкой. Хорошее здоровье — это фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития личности.
А ведь именно в детском возрасте закладываются основы крепкого здоровья, происходит начальное развитие физических качеств.
Темочки:
В соответствии с ФГОС ДО приоритетной на сегодняшний день является деятельность самого ребенка. Двигательная активность — это врожденная, жизненно важная потребность человека, степень удовлетворения которой во многом определяет его физическое развитие. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяется объемом двигательной активности.
В дошкольном возрасте закладывается основа здоровья ребёнка, проистекает его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также требуемые навыки и привычки, приобретаются базовые физиологические качества, закладываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ представляет собой целенаправленную и систематически спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. Целью данного вида работы является не только сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, но и совершенствование их физического развития, формирование здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная работа позволяет решить целый ряд задач:
по охране и укреплению здоровья детей средствами физической культуры;
профилактике заболеваний;
формированию двигательных умений и навыков детей;
воспитанию потребности в здоровом образе жизни.
При помощи систематических физических упражнений достигается не только физическое совершенство, но и под их воздействием развивается устойчивая согласованность работы всех внутренних органов и систем организма, улучшается работа нервной системы, что в свою очередь оказывает благоприятное протекание психических процессов.
Основной резерв двигательной активности детей реализуется за счет организованных в образовательном учреждении физкультурных мероприятий:
физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, двигательная разминка между занятиями, физкультминутка на занятиях, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна и др.)
организованная деятельность по физической культуре. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и в бассейне, тренажерном зале, на спортплощадке;
самостоятельная двигательная деятельность;
двигательные задания по карточкам;
игры со спортивным оборудованием по желанию детей, подвижные игры по инициативе детей, двигательные разминки;
мини-дискотеки;
час двигательного творчества.
В нашем саду проводится большое количество физкультурно-массовых мероприятий, которые посещают сказочные герои, они вносят массу положительных эмоций.
В состязаниях принимают участие дети всех возрастных групп. Команды спортсменов поддерживает большая группа болельщиков в лице родителей. Веселые спортивные конкурсы, музыкальное сопровождение, быстрая смена событий, создают радостное настроение всем участникам и зрителям спортивных соревнований. Дети получают заслуженные медали, грамоты и огромный заряд энергии. В дальнейшем планируется продолжать традиции.
В нашем детском саду стало также традиционным проведение недель здоровья. Каждый день данной недели насыщен просветительской, оздоровительной, физкультурно-массовой работой. Силами педагогов детского сада:
оформляются тематические буклеты и папки-передвижки;
проводятся тематические выставки;
изготавливается и внедряется нестандартное спортивное оборудование;
происходит пополнение картотек подвижных игр и видов гимнастики;
проводятся физкультурные досуги, занятия, беседы, праздники;
организуется сетевое взаимодействие.
Спортивные праздники на базе нашего детского сада организуются и проводятся с целью повышения мотивации к ЗОЖ не только детей, но и их родителей. На базе детского сада регулярно проводятся праздники «Арбузник» для детей 5—6 лет, «Папа, мама, Я — спортивная семья», Квест «Пиратский клад», «Форт Боярд».
Цели и задачи праздника «Папа, мама, Я — спортивная семья»:
популяризация физической культуры и спорта;
развитие творческого и физического потенциалов детей;
укрепление отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьей;
привлечение родителей к совместным занятиям физической культурой со своими детьми. Праздник проходит в виде соревнования между командами, в состав которых входят дети и их родители. Команды придумывают названия, девизы и рисуют эмблемы. Задания носят шуточный характер, но вместе с тем присутствуют и спортивные элементы, требующие от игроков внимания, ловкости, быстроты, сообразительности.
Спортивно-развлекательный квест «Пиратский клад» проводится с детьми старшего дошкольного возраста. На территории детского сада с помощью нарисованных стрелок прокладывается маршрут квеста, оборудуются уровни с помощью необходимых материалов и инструментов, в тайных местах оставляются конверты с заданиями для прохождения уровней квеста.
Целью и задачами данного мероприятия являются:
развитие внимания, двигательных и коммуникативных навыков, умения работать в команде;
отработка и закрепление спортивных приемов. Участвуя в данном мероприятии, дети, кроме всего прочего, получают массу положительных эмоций.
Квест-игра по мотивам телеигры «Форт Боярд» достигает следующие цели:
сохранение и укрепление физическое и психическое здоровье детей;
развитие быстроты, ловкости, самостоятельности, находчивости;
воспитание у детей положительных морально-волевых качеств.
Данная игра помогает детям понимать цель выполняемых заданий, учиться согласовывать свои действия с действиями других. Игра позволяет испытать радость физической самореализации. Следует отметить, что проведение спортивно-массовой работы с детьми и их родителями ценно тем, что она не только позволяет сохранять и укреплять физическое здоровье детей, но и создает условия для их эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. В ходе данных мероприятий создается определенный духовный настрой, возникает интерес к самовыражению, что способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению двигательных навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.