Вероника Авдюхова
Конспект логопедического открытого занятия «Дифференциация [С]-[Ш]» в подготовительной группе для детей с OНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию
фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной логогруппы с ОНР.
Тема: Дифференциация звуков С и Ш.
Учитель-логопед Авдюхова В. Б.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Закреплять умение сравнивать звуки [с]. [ш] по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
Публикация «Конспект логопедического открытого занятия „Дифференциация [С]-[Ш]“ в подготовительной группе для детей с OНР» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• Формировать правильное произношение звуков «с-ш», навыки самоконтроля за речью, активизация психических процессов: памяти, внимания, восприятия.
• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка и миска.
• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка.
• Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.
• Формировать навыки сотрудничества и достижения поставленной цели.
ОБОРУДОВАНИЕ
Магнитофон с музыкой, картинный материал, игрушки: лиса и мышка на руку, фигурки - девочка, мальчик, предметные картинки со звуками [с] и [ш], сундук и шкатулка, два обруча, мячик, смайлики, сумка с сушками, цветные фишки для составления схем звукового анализа, цветные маркеры для доски, магнитный материал для составления схемы предложения.
Организационный момент
Дети заходят в зал, встают в круг, приветствуют друг друга.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня — сундук, слева — шкатулка. Повторите эти слова за мной.
Дети повторяют.
Логопед : Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок. Логопед. А в чем их сходство?
Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук — ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком;
шкатулка — небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).
Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.
Дети. С-с-с.
Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Дети. Ш-ш-ш.
Логопед. Вспомните слова со звуками [с] и [ш]. Если в слове слышится звук [с], то круглую фишку положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Если в слове оба звука, то фишки положим и в сундук и в шкатулку. В зависимости от того какой звук в слове (твёрдый или мягкий) дети уточняют, какого цвета нужно взять фишку: синего или зелёного цвета и указывают место звука в слове (в начале, середине или в конце)
Предполагаемые ответы детей : Слово носки. Возьмём фишку синего цвета и положим её в сундук, потому что в слове носки мы слышим звук [с] в середине слова.
Сообщение темы занятия
Логопед. Какие звуки вы выделяли в своих словах? Дети, [с] - [ш].
Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и закреплять их правильное произношение.
Актуализация имеющихся знаний у детей
Послушайте стихотворение, которое приготовила нам Мария Захарова.
Свист и шум
В словах на «с» — повсюду свист,
Он слышен в них прекрасно:
«Собака», «сумка», «сахар», «лист»
Теперь вам это ясно?
В словах на «ш» — совсем не то,
Тут только шум мы слышим:
«Шалаш», «подушка», «решето»,
«Шуршим», «шагаем», «пишем»…
Логопед. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка проходит сильная холодная струя воздуха. Звук свистящий. Бывает твёрдым и мягким.
Логопед. А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?
Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Можно почувствовать тёплую плавную струю воздуха. Звук шипящий. Только твёрдый.
Логопед. Что ещё мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?
Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Логопед. Докажите, что это звуки глухие.
Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.
Представим, что ваша кисть руки — это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим звук [с], если пальчики подняты вверх (как наш язычок, то звук [ш]
Основная часть
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли лиса и мышка.
Логопед : Ребята, посмотрите-ка, что это тут лежит? Я нашла сумочку. Интересно, кто ее тут забыл? В сумочке лежит листок, на нем что-то написано. Да это же приглашение. Давайте я вам прочитаю, что тут написано.
Читает: «Пригласаю ваш в швою шкашку».
Вы поняли, что я прочитала? Кажется, кто-то совсем не умеет различать [С] и [Ш]. Как же правильно сказать? Дети исправляют ошибки, проговаривают вместе: «Приглашаю вас в свою сказку».
Логопед : Кто же это вас приглашает. Да тут и фотография есть. Посмотрите, кто на ней?
Дети: Это лиса.
Логопед : Оказывается, это сумочка лисички и она приглашает нас в свою сказку. Давайте отправимся в сказку про лисичку, познакомимся с ней, вернём ей сумочку и научим ее различать звуки [C] и [Ш]
Игра «Угадай имя»
На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка.
Логопед. Дети вспомните и назовите имена мальчиков и девочек со звуком С и Ш. (Саша, Маша, Миша, Шура, Соня, Даша, Наташа, Настя, Света, Денис, Слава, Сева). (дети стоят на ковре и передают по кругу мячик, называя имена)
Логопед. Выходят два ребёнка и договариваются между собой, кто выберет имя мальчика, а кто девочки.
Дети подписывают имена на доске по своему выбору. (девочку на звук [с], а мальчика на звук [ш].
Логопед. Давайте вспомним, как пишутся имена?
Дети. С большой буквы.
Логопед. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?
Дети. У них не было имён. Девочку и мальчика кто-то обидел.
Логопед. А может быть они не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?
Дети. Им нужно поменяться игрушками.
Логопед. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише? (полные ответы детей)
Дети. Соня должна положить Мише машину, шлем, пушку и клюшку. (потому что в словах есть звук [ш]).
Логопед. А что отдаст Миша Соне?
Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку. (потому что в словах есть звук [с]).
Физкультминутка. (звучит песенка).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
Припев:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
Припев:
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шёрстку)
Припев:
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза)
(Проводим рёбрами ладони по телу (рисуем полосочки)
Припев:
Вспомните и назовите слова из этой песенки, в которых мы слышим звуки [с] и [ш]. (На ушах, на шее, на носах, носках, у слонов есть складки, шёрстка, есть полоски, полосочки).
Индивидуальные ответы детей.
Логопед : Лисичка приготовила Вам следующее задание.
«Четвёртый лишний» Даны ряды картинок. Назовите четвёртую лишнюю. Кошка, картошка, мышка, лиса; Аист, миска, вишня, часы; Краски, лягушка, абрикос, слон; Пылесос, каска, пушка, башня.
Дети отвечают полными предложениями. Например: Лишняя лиса, потому что в этом слове есть звук [с].
Логопед : Дети, лисичка хочет с вами ещё поиграть.
Игра с обручами (Дети сидят на ковре по кругу)
Упражнение на развитие логического мышления.
Логопед : Разложите картинки: в первый обруч со звуком «с», во второй - со звуком «ш», а где обручи пересекаются положите картинки, в названиях которых мы слышим оба эти звука. (слива, колбаса, ватрушка, сарделька, штангист, шесть,
Закончи слово: (Цветная распечатка есть)
Ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пёс.
Дети проходят на свои рабочие места.
Пальчиковая гимнастика. (Погладили руки)
Крутим пальчики по очереди:
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я, это вся моя семья.
(руки соединили в замок)
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог (пальчики поднимаются)
Мы сначала постучали, (стучим ладошками)
Повертели, потянули и открыли. (разъединить руки).
Спит в своей берлоге (мишка)
У щенка с водою (миска)
Звукослоговой анализ (на доске слова миска и мишка). Отличаются только одной буквой, а поменялся смысл слова.
Логопед. Определите количество слогов в слове мышка. Дети. Два.
Логопед. Назовите первый слог (мыш-, второй слог (-ка, сколько звуков в первом слоге (три, перечислите их ([м], [ы], [ш], дайте характеристику этим звукам ([м] — согласный, твёрдый, звонкий; [ы] — гласный; [ш] — согласный, твёрдый, глухой, сколько звуков во втором слоге (два, назовите их ([к], [а], охарактеризуйте эти звуки ([к] — согласный, твёрдый, глухой; [а] гласный).
Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка : составляет схему, делит на слоги.
Упражнение: «Исправь предложение».
(Работа с деформированным предложением). Дети читают предложения, исправляют ошибки.
Письмо пишет дедушку. Катушка ниток купила бабушку. В картошку положили мешок. На шубу вешают вешалку. Сушки шустро сушат Сашу. Наша мышка поймала кошку. Камешек нашёл Пашу. Ландыши нашли Наташу.
Логопед оценивает работы детей.
Логопед : Лиса - Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.
Логопед : - Дети, повторите скороговорку.
С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки с и ш. Кто приходил к нам в гости?
Дети: Лиса и мышка.
Лисичка приготовила вам угощение. Что это у меня в сумочке? (вкусное, хрустящее, душистое, с веснушками)
Дети: Сушки.
Вы любите сушки? А эти сушки с веснушками. (сушки с маком) Я хочу вас ими угостить. Угощайтесь пожалуйста, и не забывайте меня, приходите, поиграем ещё.
Рефлексия. Логопед : Ребята, вам понравилась лисичка? Вы ей помогли научиться различать звуки [Ш] и [С]. Теперь она их не будет путать. Вы молодцы. Нам пора возвращаться из сказки.
Дети. Спасибо, что она пришла к нам. Ее задания нам понравились. Логопед. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?
Дети. Да. Мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].
Логопед. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего?
Логопед. Ребята, давайте оценим свою работу на занятие. Выберите себе смайлик: «Я сегодня работал лучше, чем обычно., Я доволен своей работой., Я мог бы работать лучше.» ()
Дети вывешивают выбранные ими смайлики на магнитную доску.
Логопед. Здесь сумка. Лиса оставила вам на прощание что то вкусное и хрустящее, отгадайте!
Дети. Это сушки. (угощение после занятия)
Логопед. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.
Наше занятие окончено.