Анна Игнатьева
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе
Тема:«В стране потерянных звуков»
Цель: Закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
- Автоматизировать произнесение звуков [ш], [ж], [с], [з], [л], [р];
-Закреплять зрительный образ букв;
-Развивать навык фонетического анализа;
- Закреплять формирование навыка подбора антонимов;
- Совершенствовать навык синтеза предложения;
- Совершенствовать навык слогового анализа слов;
- Совершенствовать умение находить позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Способствовать развитию фонематического восприятия;
- Способствовать развитию артикуляционной моторики;
-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память);
- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;
Коррекционно - воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;
- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;
Оборудование: мультимедийная презентация «В стране потерянных звуков», мольберт с буквами, домик с окошками для звонких и глухих звуков, канат, индивидуальные зеркала, индивидуальные платки, таблицы с буквами.
1. Вводная часть
- Я предлагаю вам послушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве в городе Знаек жила-была злая Колдунья, которая больше всего на свете не любила всякое ученье. (Появляется заставка злой Колдуньи.) Как только не вредила она старательным в учебе детям, а однажды решила заколдовать некоторые буквы, а вместе с ними и звуки. Бедным детишкам в городе совсем стало тяжело разговаривать.
Хотят сказать ЖУК, а получается УК.
- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ж)
- Не ШУМ, а УМ.
- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ш)
-Не САНКИ, а АНКИ.
- Какой звук заколдован (Звук С)
-Не ЗОНТ, а ОНТ.
-Какой звук заколдован? (Звук З)
- Не ЛОДКА, а ОДКА.
- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Л)
- Не РАКЕТА, а АКЕТА.
- Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Р)
- Загоревали жители и решили, во что бы то ни стало победить колдовство злой Колдуньи. А после того как узнали, что дети из нашего детского сада научились выговаривать эти звуки, решили позвать их на помощь. Ну что, поможем детям из города Знаек?
2. Основная часть
Закройте глаза — и раз, два, три. (Слайд с замком)
Вот Страна звуков, смотри!
Путешествие нам предстоит непростое, надо подготовиться, как следует! Предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произнесению свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Итак, наше приключение начинается! (Слайд с волшебной поляной и символами звуков [с], [з], в верхних углах).
Уточнение правильной артикуляции свистящих звуков
Цель: закрепить знания о положении органов артикуляционного аппарата при произнесении свистящих звуков.
Мы оказались на Свистящей поляне. Как вы думаете какие звуки проживают на этой поляне? А вы помните что поляна Свистящая? Давайте вспомним, когда мы произносим звуки [с], [з], что делают наши губы, зубы, язык? (Губы улыбаются, зубы делают маленькую щель, язык внизу). Дети произносят звуки перед индивидуальными зеркалами.
- Дело в том, что Колдунья спрятала наши звуки. Но она согласна их вернуть если мы правильно выполним задания. Постараемся?
Упражнение «Замени звук»
Цель: развивать навыки фонетического анализа.
- Замените в словах первый звук на звук [с].
Дом —, танки —, Тоня —, плойка — ,ток — ,
Луша —, шутки —, мода —, мало — …
Упражнение «Поймай звук»
Цель:развивать фонематический слух.
- Сейчас я буду называть слова, а вы должны хлопнуть, если услышите звук [з]. Приготовили руки.
Жираф, зверек, зима, пирожок, ваза, книга, озорник, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили слова с заданным звуком).
«Нахождение буквы»
Цель; закреплять знания букв С,З.
-Вот мы и расколдовали звуки [з] и [с]. А какими буквами они обозначаются? (Дети по одному подходят к магнитной доске и находят буквы С,З). Давайте подумаем в какое окошко в домике мы их поместим? Почему? (Звук З в окошке с колокольчиком,т. к. он звонкий. Звук С в окошке с наушниками, т. к. он глухой).
-Наше путешествие продолжается, но уйти со Свистящей поляны мы сможем только по узкому переходу.
Упражнение «Скалолазы»
Цель:автоматизировать звуки С, З в словах.
-Мы пойдём по узкому канату, ставя ноги пятка к носку, и на каждый шаг будем считать скалолазов.
(Дети выстраиваются в шеренгу и шагают друг за другом).
Один скалолаз, два скалолаза, три скалолаза, четыре скалолаза, пять скалолазов.
— Молодцы. Ребята посмотрите на нашем пути пропасть, предлагайте на каком транспорте мы сможем ее преодолеть? (Мы сможем преодолеть пропасть на самолете)
(Дети садятся на стульчики перед сенсорной доской).
Упражнение «Скажи наоборот»
Цель: формировать навык подбора антонимов.
- Ребята, а теперь мы с вами оказались на поляне Противоположностей. Кто знает как называются слова противоположные по значению? (Антонимы). Для того чтобы спасти следующий звук я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Вам нужно в каждое предложение добавить, подходящее по смыслу слово со звуком Л. Справиться с заданием помогут пары картинок.
У березки ствол тонкий, а у дуба ….(толстый)
Заяц трусливый, а лев - … (смелый)
Суп горячий, а эскимо… (холодное)
Собака сытая, а волк… (голодный)
Воздушный шар легкий, а гиря… (тяжелая)
Великан сильный, а Дюймовочка… (слабая)
- Молодцы, ребята. А теперь подумайте какой звук повторяется во всех этих словах? (Во всех словах повторяется звук Л). Я вас поздравляю, звук Л вы расколдовали! А кто отыщит букву Л?
«Нахождение буквы»
Цель: закреплять знания буквы Л.
(Ребенок находит букву Л среди множества других букв. Вешает её в окошко с колокольчиком, т. к. звук звонкий).
Физминутка.
Цель: согласовывать движения со словами.
-Ребята, давайте встанем возле своих стульчиков и немного подвигаемся. Только слушайте меня внимательно и скажите какой звук чаще всего встречается?
(Дети имитируют движения).
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И народ заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И народ освободили.
- Какой звук встречался чаще всего? (Чаще всего встречался звук Ш).
-Правильно, мы с вами оказались на Шипящей поляне. Садитесь на свои места.
Упражнение «Исправь предложение»
Цель: совершенствовать навык синтеза предложения.
- Колдунья решила вас запутать и специально перепутала все слова в предложениях. Помогите правильно их составить.
Наша мышка ловит кошку. А как правильно? (Наша кошка ловит мышку.)
Маша надела голову на шапку. (Маша надела на голову шапку.)
У шеи шарфик на мишке. (У мишки на шее шарфик.)
Кошка гладит бабушку. (Бабушка гладит кошку.)
Камыши сидят в лягушках. (Лягушки сидят в камышах.)
В картошку положили мешок. (В мешок положили картошку.)
- Молодцы ребята с заданием Колдуньи вы легко справились. Я вас поздравляю, звук Ш вы освободили!
Игра «Отгадай загадки»
Цель: развивать слуховое внимание и логическое мышление.
-Но на шипящей поляне у нас остался еще один заколдованный звук. Чтобы узнать какой, нам необходимо отгадать загадки.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын. (жираф)
«И-го-го», – кричит ребёнок.
Значит это. (жеребёнок)
В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук
Кто же это?. (жук)
Упражнение «Веселый поезд»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
А теперь, помогите этим пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне мы отправимся на следующую поляну.
(В слове жираф 2 слога, он поедет во втором вагоне. В слове жеребенок 4 слога, он поедет в четвертом вагоне. В слове жук 1 слог, он поедет в первом вагоне).
- С заданием Колдуньи вы легко справились. Я вас поздравляю, звук Ж вы расколдовали!
«Нахождение букв»
Цель: закреплять знания букв Ш, Ж.
(Дети находят на мольберте букву Ш. Помещают ее в окошко с наушниками, т. к. звук глухой. Букву Ж помещают в окошко с колокольчиком, т. к. звук звонкий).
Нас другая ждет поляна,
Звери там кричат, рычат,
Петь и вовсе не хотят
- Ребята, мы оказались на Рычащей поляне. Колдунья знает, что самый сложный - это звук Р. И, конечно, этот звук мы также должны освободить. Для этого нужно выполнить задания Колдуньи и правильно произносить звук Р.
Упражнение «Найди букву».
Цель: закрепить зрительный образ буквы Р.
- Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].(Дети работают в тетрадях)
Р В Ь Р Б С Р Ь
Ю Р Б Ъ У Р В С
З Р Ч Ы Л Д Р Р
Посчитайте, сколько букв Р вы нашли?
Игра «Найди место звуку в слове» (мультимедийная презентация)
Цель: совершенствовать умение находить позицию заданного звука в слове.
-Ребята, обратите внимание на экран. Колдунья для вас приготовила еще одно задание. Вам нужно подобрать схему к картинке.
- Где находится звук Р в слове барсук? (В слове барсук звук Р находится в середине слова.) Нажми на нужный квадрат.
- Где находится звук Р в слове рыба? (В слове рыба звук Р находится в начале слова.)
- Где находится звук Р в слове рысь? (В слове рысь звук Р находится в начале слова.)
-Где находится звук Р в слове краб? (В слове краб звук Р находится в середине слова.)
-Где находится звук Р в слове тигр? (В слове тигр звук Р находится в конце слова.)
-Где находится звук Р в слове зебра? (В слове зебра звук Р находится в середине слова.)
- Ребята, вы помогли жителям города Знаек и расколдовали заколдованные звуки. Теперь все дети в этом городе будут правильно разговаривать.
3. Рефлексия.
- А как вы думаете, нужно ли помогать другим людям?
- Какие звуки мы сегодня расколдовывали?
- Какие задания мы выполняли?
- Какие задания вам больше всего понравились?
Литература:
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. — Издательство: Литература, 2007. — 64 с.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 704 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. — М. : Просвещение, 2008.