Наталья Савельева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи на тему «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – образовательные:
• Закрепление правильного произношения звука Ы,
• Расширение и уточнение знаний о звуке и букве Ы.
• Развитие фонематического восприятия, умения определять позицию звука в слове, делить слово на слоги и определять количество слогов;
• Формирование навыка правильного чтения прямых и обратных слогов и слов типа КОСЫ, НАСОСЫ.
• Упражнение в правильном лексически сочетании слова – признака и предмета.
• Закрепление пространственных представлений (высоко – низко, далеко – близко);
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи на тему „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развитие зрительного и слухового внимания
Коррекционно – воспитательные:
• Воспитание самостоятельности, контроля за собственной речью;
• Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры совместного положительного результата.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Профильное изображение артикуляции Ы, символ звука Ы (красный овал, разрезанный вдоль, иллюстрация к стихотворению о букве Ы; Слоговые таблицы и карточки слов; Сюжетная картинка «Мышиная семья», предметные картинки, изображающие 1 – много предметов (сосна – сосны, звезда – звезды, помидор – помидоры, гном – гномы, 1 предмет: язык, ягоды, мыло, крыша, конфеты, шашлык, тыква, сыр, весы, рыба, часы, сын, насосы; Корзинки с полосками, изображающими место звука в слове; слоговые схемы слов, где 1, 2, 3 слога. 3 больших обруча.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала
Ход занятия.
I 1. Приветствие. Организация внимания.
2. Выделение последнего звука из отгадки к загадке:
На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки (ноты)
II 1. Сообщение темы и целей:
Мы закрепим знания о звуке и букве Ы, полученные в прошлом году, будем правильно говорить этот звук, упражняться в определении позиции звука Ы в слове, делении слов на слоги, чтении слогов и слов.
2. Характеристика звука и его артикуляции.
- Произнесите звук Ы. На что он похож? (рев медведя)
- Подставьте ладошку ко рту. Какой это звук? Почему? (Гласный, т. к. воздух выходит свободно, плавно)
- С помощью чего произносим гласный Ы? (с помощью голоса)
- Как произносим? (долго, можно петь)
Рассмотрите артикуляцию перед зеркалом (рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть выдвигается вперед)
Вывод: Ы – гласный звук, т. к. выдыхаемый воздух при произнесении не встречает преграды. Его можно тянуть и петь.
3. Графическое обозначение звука
- Каким цветом будем графически обозначать звук Ы? (показ схемы – овал красного цвета, разрезанный вдоль)
4. Рассматривание сюжетной картинки «Мышиная семья». Отыскивание на картинке предметов, имеющих в названии звук Ы.
Пояснение: Называя предметы, не забывайте выделять голосом звук Ы, чтобы мы все его хорошо слышали.
- Как вы думаете, какая семья у мышей (дружная).
5. Определение позиции звука Ы в названии предметных картинок
«Собери – не ошибись» Нужно собрать картинки или муляжи (сыр, рыба, тыква, весы, дым, осы, мышь, шашлык) в нужную корзинку.
На корзинке – схемы, обозначающие место звука в слове.
Уточнение: - Какие картинки мы будем класть в 1-ую (2- ую) корзинку?
6. Образование множественного числа (И. п.) существительных
«Доскажи словечко», называя не 1, а много предметов:
На берегу растет сосна, а рядом с нею - … (сосны)
Горит прекрасная звезда, а рядом с нею - … (звезды)
Стал ярко-красным помидор, а рядом - … (помидоры)
Вот гном один, а вот второй, а вместе это - … (гномы)
Стихотворение сопровождается показом иллюстраций.
- Какой звук появился в конце этих слов?
Вывод: Звук Ы появляется в словах, когда мы называем много предметов.
7. Фиминутка «Мы летаем» на развитие внимания
Логопед говорит о направлении полета, одновременно показывая детям обманные движения, не соответствующие его словам. Дети должны выполнять движения в соответствии со словами.
Мы летаем высоко, мы летаем низко.
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
Желательно изменять очерёдность направлений.
8. «Кто самый сообразительный?»
- Назовите слова, которые начинаются на звук Ы.
Припоминание стихотворения Е Благининой «Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы»
9. «Подбери картинку к слову»
Логопед поочерё дно называет слова-признаки: душистое, спелые, вкусный, желтый, длинный, дырявая, шоколадные, сочные. Дети подбирают соответствующие картинки из представленных (ягоды, конфеты, крыша, язык, мыло, цыплёнок, шашлык, помидоры)
10. Деление слов на слоги и определение количества слогов
«Чья команда полетит в космос?»
- Готовимся к полёту в космос, но полетит только та команда, которая лучше подготовится.
Дети стоят около обручей, изображающих космические корабли. Внутри кораблей «шифр» – слоговая схема слова. Каждый получает картинку, в названии которой 1—3 слога (из предыдущих заданий)
На счет «Раз» - назвать картинку про себя,
«Два» - разделить хлопками на слоги,
«Три» - поместить в нужный «космический корабль»
11. Соотношение звука с буквой
- Звук Ы на письме обозначается буквой. Найдите эту букву среди других (магнитных на доске)
- Вспомните стихотворение А. Шибаева о букве Ы : «А бедняжка буква Ы бродит с палочкой – увы!» (иллюстрация)
- В какую сторону смотрит полуовал буквы Ы?
- Напишем в воздухе букву Ы главной рукой (и двумя сразу)
12. Чтение слогов в слоговой таблице по строчкам и по рядам
ЫТ ЫМ ЫН ЫС ЫК
ТЫ МЫ НЫ СЫ ПЫ
ЫХ ЫП ЛЫ ЗЫ НЫ
13. Чтение слов
СЫН О-СЫ КО-СЫ О-СИ-НЫ
МЫЛ У-СЫ СОС-НЫ НА-СО-СЫ
Объяснение каждого слова по ходу чтения. Придумывание с этими словами предложений.
III 1. Вывод по занятию (Что делали? Что понравилось)
2. Подведение итогов (Активно работали…. Хорошо читали… .)