Лучший педагог года

Решение социально-коммуникативных задач посредством формирования трудовых навыков дошкольников в ДО

Людмила Матюхина
Решение социально-коммуникативных задач посредством формирования трудовых навыков дошкольников в ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на позитивную социализацию, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Одним из направлений социально – коммуникативного развития детей – является трудовое воспитание.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного

возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются

коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском

саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать

пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к

работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для

проявления творчества личности, ее талантов.

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд

это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему

самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы,

оно воспитывается с самого раннего детства.

К. Д. Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию:

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и

зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Важнейшей составляющей трудового развития реб нка – формирование

его личности является воспитание у него трудолюбия. Трудолюбие –

проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в

способности испытывать радость в е процессе, в умении преодолевать

трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение

удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное,

полезное.

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие

ребенка. В социально- коммуникативное развитие дошкольника труд также

вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности

как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное

дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность,

самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших

нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить

реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества

и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто

рядом.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста можно

разделить на четыре группы: самообслуживание, хозяйственно-бытовой

труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Остановимся

подробнее на каждом из них:

Самообслуживание. Дети в группе учатся одеваться, раздеваться,

аккуратно складывают одежду в шкафчике, оказывают друг другу

посильную помощь, умению своевременно и самостоятельно

использовать навыки личной гигиены: правильно мыть руки перед

едой и по мере загрязнения, после приема пищи полощут рот.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь

детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать

вс по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и

спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей

к хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к

вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной

инициативе включаться в его восстановление: дети с большим

удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и

т. п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Очень

важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При

таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень

трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь,

хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Особое

внимание уделяется развитию свободного общения детей со взрослыми и

сверстниками в процессе трудовой деятельности.

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают помощнику

воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в

подготовке к занятиям.

Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В

процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется

ответственность за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя

большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные

эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что

небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям.

Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья

комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают.

Ручной и художественный труд несет практическую, в известной

мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности

своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее

качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату

труда. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги,

картона, природного и бросового материала. Этот труд развивает фантазию,

воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук,

способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по

характеру выполняемых действий, связан с игрой. Именно поэтому особое

внимание уделяется различным играм, в частности сюжетно-ролевым.

В игре дети отражают труд близких людей.

Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это

ещ именно игра, а не труд.

Неоценимую пользу в приобщении детей к труду играют такие

художественные средства, как художественная литература, музыка,

изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется

представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как

окружающие оценивают труд других людей.

Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и

отношений. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные

мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать

нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения

изобразительного искусства и музыка тоже могут быть средством решения

воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления

реб нка и способствуют воспитанию чувств.

Хорошо зарекомендовал себя такой методический при м, как решение

проблемных ситуаций:

«Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров

и т. п. ?». ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить

предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и

важности труда людей разных профессий.

Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения были

организованы экскурсии по детскому саду: на пищеблок, в кабинет

медицинской сестры, наблюдения за работой помощника воспитателя.

Сотрудники нашего учреждения рассказывали о своем труде, о том какую

пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно

добросовестно относиться к труду. На прогулках организовывались

наблюдения за трудом дворника.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно

осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются

благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде

всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно

совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого

труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде,

работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи

трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает

трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд

вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей

уделяется взаимодействию с родителями: обмениваемся рекомендациями,

советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и

самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские

собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-

передвижки, буклеты, анкетирование, помогают в оформлении группы к

праздникам, в оформлении участка для прогулки; участвуют с

детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового

воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и

навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в

приобщении к миру взрослых.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Дидактическое пособие на липучках по формированию трудовых навыков у дошкольников «Милый дом»Дидактическое пособие на липучках по формированию трудовых навыков у дошкольников «Милый дом» Автор: воспитатель Толкачёва Анастасия Андреевна Цель: Формирование у детей желания к трудовой деятельности. Задачи: 1. Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение социально-коммуникативных задач посредством формирования трудовых навыков дошкольников в ДО
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 15:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение социально-коммуникативных задач посредством формирования трудовых навыков дошкольников в ДО» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Матюхина (УИ 725318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД