Людмила Матюхина
Решение социально-коммуникативных задач посредством формирования трудовых навыков дошкольников в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на позитивную социализацию, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Одним из направлений социально – коммуникативного развития детей – является трудовое воспитание.
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного
возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются
коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском
саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать
пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к
работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для
проявления творчества личности, ее талантов.
Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд
это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему
самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы,
оно воспитывается с самого раннего детства.
К. Д. Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию:
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и
зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».
Важнейшей составляющей трудового развития реб нка – формирование
его личности является воспитание у него трудолюбия. Трудолюбие –
проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в
способности испытывать радость в е процессе, в умении преодолевать
трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение
удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное,
полезное.
Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие
ребенка. В социально- коммуникативное развитие дошкольника труд также
вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности
как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное
дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность,
самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших
нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить
реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества
и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто
рядом.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста можно
разделить на четыре группы: самообслуживание, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Остановимся
подробнее на каждом из них:
Самообслуживание. Дети в группе учатся одеваться, раздеваться,
аккуратно складывают одежду в шкафчике, оказывают друг другу
посильную помощь, умению своевременно и самостоятельно
использовать навыки личной гигиены: правильно мыть руки перед
едой и по мере загрязнения, после приема пищи полощут рот.
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь
детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать
вс по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и
спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей
к хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к
вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной
инициативе включаться в его восстановление: дети с большим
удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и
т. п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Очень
важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При
таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень
трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь,
хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Особое
внимание уделяется развитию свободного общения детей со взрослыми и
сверстниками в процессе трудовой деятельности.
В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают помощнику
воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в
подготовке к занятиям.
Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В
процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется
ответственность за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя
большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные
эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что
небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям.
Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья
комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают.
Ручной и художественный труд несет практическую, в известной
мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности
своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее
качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату
труда. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги,
картона, природного и бросового материала. Этот труд развивает фантазию,
воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук,
способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по
характеру выполняемых действий, связан с игрой. Именно поэтому особое
внимание уделяется различным играм, в частности сюжетно-ролевым.
В игре дети отражают труд близких людей.
Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это
ещ именно игра, а не труд.
Неоценимую пользу в приобщении детей к труду играют такие
художественные средства, как художественная литература, музыка,
изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется
представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как
окружающие оценивают труд других людей.
Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и
отношений. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные
мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать
нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения
изобразительного искусства и музыка тоже могут быть средством решения
воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления
реб нка и способствуют воспитанию чувств.
Хорошо зарекомендовал себя такой методический при м, как решение
проблемных ситуаций:
«Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров
и т. п. ?». ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить
предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и
важности труда людей разных профессий.
Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения были
организованы экскурсии по детскому саду: на пищеблок, в кабинет
медицинской сестры, наблюдения за работой помощника воспитателя.
Сотрудники нашего учреждения рассказывали о своем труде, о том какую
пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно
добросовестно относиться к труду. На прогулках организовывались
наблюдения за трудом дворника.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно
осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются
благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде
всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно
совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого
труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде,
работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи
трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает
трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд
вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей
уделяется взаимодействию с родителями: обмениваемся рекомендациями,
советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и
самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские
собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-
передвижки, буклеты, анкетирование, помогают в оформлении группы к
праздникам, в оформлении участка для прогулки; участвуют с
детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового
воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и
навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в
приобщении к миру взрослых.