Светлана Власова
Конспект НОД по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [д]. Буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Тема: Звук [д]. Буква Д.
Аннотация: Непосредственно образовательная деятельность по данной теме способствует повышению эффективности коррекционной и профилактической работы по обучению детей грамоте подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Воспитанники должны четко выделять звук [д] из ряда звуков, слогов. Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях. Дети должны получить навык звуко-буквенного анализа слова – Дадон, уметь выбрать нужный звук при произношении педагогом в игре «Поймай звук». Непосредственно образовательная деятельность проводится в виде игры- путешествие с персонажем царя Дадона из сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи „Звук [д], Буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи:
Коррекционные задачи:
• Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].
• Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.
• Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях.
• Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
• Развивать мелкую моторику рук.
Образовательные задачи:
• Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов.
• Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон».
• Познакомить детей с графическим образом звука [д] - буквой Д.
• Закреплять умение составлять схемы предложения с предлогами.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.
• Развивать коммуникативную компетентность.
• Развивать навык работы в группе.
Предварительная работа:
• Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
• Рассматривание иллюстраций по сказке.
• Игры с кубиками, на которых изображены буквы; индивидуальная работа по совершенствованию звуко - слогового анализа и синтеза слов.
• Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, доска - мольберт, мел, карточки-символы для описания характеристики звука [д], настольные зеркала, обозначения звуков, кассы букв, пеналы для выкладывания схемы предложения, изображение царя Дадона.
План:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Характеристика звука [Д].
4. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».
5. Деление слов на слоги.
6. Звуко-буквенный анализ слова, знакомство с буквой Д.
7. Физминутка.
8. Игра на составление предложения «Путаница».
9. Итог занятия.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Логопед:
- Здравствуйте, ребята сегодня нас ждет сказка! (слайд №3)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Далеко живет Дадон,
Дети, он вам шлет поклон.
Ждет он в гости вас, друзья.
Вот бежит тропа туда.
Если вы по ней пойдете
Все задания пройдете,
И к Дадону попадете.
Логопед:
- Дети вы готовы отправиться в путь и выполнять задания, которые оставил нам царь Дадон? На каждом задание он поставил свою печать. (слайд №4)
Первое задание: Определите, с какого звука начинается слово Дадон?
Дети:
- Звук [д].
Логопед:
- Правильно, это звук [д]. Занимайте свои места (дети садятся перед индивидуальными зеркалами).
2. Артикуляционная гимнастика. (слайд №5)
Логопед:
- Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук [д] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. (Дети произносят звук [д], наблюдают за артикуляцией звука в зеркале).
Логопед:
- Расскажите о произношении звука [д]
Дети:
- Рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду.
3. Характеристика звука [Д]. (слайд № 6-7)
Логопед:
- Можно этот звук пропеть?
Дети:
- Нет.
Логопед:
- Как называются звуки при произношении которых воздух встречает преграду?
Дети:
- Согласный.
Логопед:
-Правильно. А теперь приложим руку к горлышку и еще раз произнесем звук [д].
Что происходит?
Дети:
- Дрожит.
Логопед:
-Значит звук [д] какой?
Дети:
-Звонкий.
Логопед:
- Произнесите звук [д], назовите это твердый звук или мягкий?
Дети:
- Звук [д], твердый.
Логопед:
- Сделайте вывод: что мы узнали о новом звуке?
Дети:
- Звук [д]-согласный, звонкий, твердый.
Логопед:
- Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?
Дети:
- синим цветом.
4. Игра на развитие фонематического звука. (слайд №8)
Логопед:
- Первое задание прошли успешно. Приступим ко второму. Игра называется «Поймай звук». Как только услышите, звук [д] – хлопните в ладоши: Д, Б, Д, Т, ДЬ, Г, Д, Т, Д, М, К. Д.
А теперь повторите за мной слоговые дорожки: да-да-та, уд-уд-ут, та-да-та, до-до-то, ду-ту-ду, од-от-од.
5. Деление слов на слоги. (слайд №9)
Логопед:
- На третьем этапе пути мы будем делить слова на слоги.
Вот тропинка, по ней мы пойдем.
Сколько шагов по тропинке пройдем,
Столько слогов в этом слове найдем.
Слова: дом, вода, дуб, дымок, посуда, дупло.
( дети выполняют задание по образцу: логопед делит слово на слоги, напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков)
6. Звуко – буквенный анализ слова, знакомство с буквой. (слайд №10)
Логопед:
- Следующее задание будем выполнять за столами.
Дон-дон-дон, в гости ждет нас царь Дадон.
Дети, сделайте звуко-слоговой анализ слова Дадон.
(Один ребенок работает у доски, остальные дети на своих местах)
- Сколько слогов в этом слове?
- Как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько слогов)
- Назовите гласный звук.
- Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).
- Ребята! Звук Д обозначается буквой Д.
Показ буквы Д.
7. Физминутка. (слайд №11)
Логопед:
- Представьте себе, что в небе пролетел ковер-самолет и оставил след в виде буквы Д. Обведите его пальчиком в воздухе.
- Как нарисовал бы ее дятел, футболист, художник?
Дети садятся на свои места.
- А теперь под каждый звук поставьте нужную букву. Прочтите слово.
8. Игра на составление предложения. (слайд №12)
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Путаница». В предложении все слова перепутались
и каждое слово необходимо поставить на свое место. Стоит, Дадон, крыльце, на.
Дети:
- На крыльце стоит Дадон.
Логопед:
– Сколько слов в предложении?
– С какой буквы пишется первое слово, имя Дадон в предложении?
– Какой знак ставится в конце предложения?
- Назовите короткое слово.
9. Итог занятия. (слайд №13)
Логопед:
Вот уже конец пути,
В гости мы смогли прийти.
Царь детей благодарит
И подарки вам сулит.
Логопед раздает детям поощрительные призы.