Екатерина Рязанова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуками [З]-[З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема: «Согласные звуки. Звуки [З] и [З’]».[/h3]
Цель: формирование представлений о звуках [З] и [З’].
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные:[/i]
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- уточнять и закреплять артикуляцию звуков [З] и [З’];
- продолжать учить определять место звука в слове;
- учить определять наличие заданного звука в слове;
- учить дифференцировать звуки [З] и [З’] изолированно, в слогах, словах;
- продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слов с помощью графических символов.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать силу направленной воздушной струи при произнесении звука.
3. Воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука;
- воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
- воспитывать умение слушать и уважать друг друга.
Оборудование: индивидуальные зеркала; цветные карандаши; буквы З (зеленая и синяя); артикуляция звука [З]; иллюстрации со звездолетом, звездами (большой и маленькой); дыхательная игра «Подуй на звезды»; индивидуальные раздаточные задания на дифференциацию звуков в словах; индивидуальные квадратики для выкладывания звуковой схемы слова.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Напомните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? Правильно, со звуками [С] и [С’]. Они гласные или согласные? Отлично, молодцы!
- Ребята, а вы хотя бы раз в своей жизни видели звезды на небе? Так вот, две из них упали к нам на землю: старшую звезду зовут Зао, а младшую – Зео. С каких звуков начинаются имена этих звезд? Ребята, мы с вами должны помочь упавшим звездам вернуться обратно на небо. Но для этого нам с вами нужно построить звездолет! За каждое выполненное задание мы с вами будем получать части звездолета, а потом сможем собрать его целиком и отправить Зао и Зео домой. Вы готовы?
2. Деятельностная часть.
Дыхательная гимнастика «Подуй на звезды».
- Ребята, для начала нам нужно показать звездам, что мы сможем отправить их звездолет в небо. А для этого мы с вами подуем на них. Отлично, мы с вами нашли 1 деталь звездолета!
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Блинчик - Иголочка», «Упрямый ослик».
- Ребята, Зао и Зео не говорят на нашем языке, потому что у них свой звездный язык. Давайте повторим: З-З-З-З-З-З-З, а теперь: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.
Артикуляция звуков.
- Возьмите свои зеркала. Давайте посмотрим в него и скажем, что делают наши губы и зубы, когда мы произносим звук твердый звук [З]. А что они делают на мягком звуке [З’]?
Губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, между ними образуется небольшая щель, через которую выходит холодный воздух.
- Отлично, а теперь посмотрите на свой язык. Как он расположен, когда мы произносим твердый звук? Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка опущена, ровная. А на мягком звуке? Кончик также упирается в нижние зубки, спинка поднимается, выгнута.
- Наше горло звенит? Дайте характеристику этим звукам.
Звук [З]: согласный, твердый, звонкий. Звук [З’]: согласный, мягкий, звонкий.
Д/и «Охотники».
- Ребята, давайте поиграем в охотников и поймаем твердый звук [З] в словах: шуба, зуб, санки, зонт, цирк, забор, мишка, коса, коза, пасека, фазан, нос. Мы нашли 2 деталь звездолета!
Д/и «Прыгни - присядь».
- Сейчас мы с вами поиграем. Когда услышите твердый звук – подпрыгните вверх как можно выше, как большая звезда Зао. А когда мягкий – присядьте вниз и накройте руками голову, как маленькая звездочка Зео. Ура, теперь у нас есть 3 деталь!
Речевой материал: ЗА, ЗЯ, ЗЮ, ЗЫ, ЗО; зонт, зима, змея, зебра, гнездо, корзина, коза, козёл.
Физминутка.
У меня есть голова:
Направо – раз, налево - два. (повороты головы)
Она сидит на крепкой шее, (круговые повороты головы назад - вперед)
Повертели – повертели.
Затем туловище идет, (поставить руки на пояс)
Наклон назад, наклон вперед, (наклоны туловища)
Поворот – поворот. (повороты туловища)
Умелые руки есть у всех, (рывки руками)
Вверх – вниз, вниз – вверх.
Ноги нам нужны для бега, (бег на месте)
Для прыжков (прыжки на месте)
И чтоб стоять (остановиться, поставить ноги вместе)
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»! (показать пять пальцев на обеих руках)
Задание на карточках «Дифференциация звуков [З]-[З’] в словах». 4 деталь звездолета!
Выкладывание звуковой схемы слов: зубы, изюм, козы.
3. Рефлексивно-оценочная часть.
- Ребята, какие звуки мы с вами сегодня изучили? Они гласные или согласные? Звонкие или глухие? Спасибо за занятие, до свидания!