Силич Светлана
Конспект логопедического занятия «Гласные и согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ТНР
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Цели:
Образовательные:
закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять гласный звук в слове;
учить выделять согласный звук в слове;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Гласные и согласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
учить дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, в словах;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков, слогов, слов;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; речевого дыхания.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, магнитные удочки; карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации к занятию.
Сядут ученики, чьи тетради лежат в левом верхнем углу парты, в нижнем правом углу парты.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Не спеши, не отставай,
Слушай, не перебивай.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
Логопед - Ребята, вы знаете, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда холодно, круглый год – зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в Мордовии, в средней полосе России и имеем возможность любоваться всеми временами года.
У каждого времени года есть свои неповторимые приметы и свои краски.
Но сегодняшнее занятие я назвала «Встреча зимы» Почему? За что вы любите зиму?
Зима любима многими поэтами, писателями и художниками.
Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года
(Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина "Встреча зимы")
Здравствуй, гостья - зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Как природа, звери, птицы встречают зиму? Как можно помочь птицам пережить суровую зиму?
Самомассаж лица.
Зима – прекрасное время года. Но, сегодня последний осенний день, поэтому вспомним переменчивую осеннюю погоду.
-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание, а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам, а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи) 3. Развитие мимических мышц. Дыхательная гимнастика. -После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались. -Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились. -А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, и вы снова улыбнулись. 6. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка»
II. Повторение пройденного. Актуализация полученных знаний.
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
III. Наблюдение за гласными и согласными звуками. Сообщение темы
Давайте проведем звуковой эксперимент.
Произнесите перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Что вы заметили? (Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно).
Они называются гласными. Вспомните стихи о гласных звуках.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и шептать.
Вывод: гласные звуки очень важны, от их правильного произнесения зависят громкость, внятность, красота речи.
- Произнесите звук [п]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы). Произнесите звук [т]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык).
- Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Давайте, вспомним стихи о согласных звуках.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки.
IV. Тренировочные упражнения
1. Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные на схеме?
- Поднимите красный карандаш, если услышите гласный звук, синий- если услышите согласный.
2. Как обозначаются звуки на письме?
Чем звук отличается от буквы?
Сейчас я буду называть разные звуки, а вы запишите только гласные буквы, а теперь согласные буквы
Проверка
Сюрпризный момент. Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?
Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.
Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит громкость, четкость, внятность речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.
5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.
Запишите первую букву в словах: аист, ослик, ива, утка.
Запишите последнюю букву в словах: сок, дом, слон, кот.
Проверка
6. Дифференциация гласных и согласных звуков в названиях картинок. Работа в паре.
Соедините картинки, названия которых начинаются с гласного звука с красной коробкой, с согласного с синей.
Картинки: утюг, кукла, барабан, зонт, грузовик, игла, апельсин, самолет, овощи.
А, теперь, расселите животных по домам, если название животного оканчивается на гласный, то в красный дом, на согласный - в синий домик.
Картинки: кот, рак, утка, кенгуру, собака, кит
4. Физкультминутка «Все на прогулку в зимний лес!»
Мы пришли в зимний лес
Сколько в нем кругом чудес…
Огляделись, подышали
Очарованные встали…
Игра «И я – тоже!»
Я говорю, что люблю делать, если вы со мной согласна, отвечайте: «И я- тоже!»
Я люблю ходить по снегу…
Я люблю играть в снежки…
Я люблю на лыжах бегать…
А еще люблю коньки…
Я люблю лететь на санках,
Так, чтобы в ушах свистело…
А еще я наизнанку
шубу теплую надела…
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
Нас опять работа ждёт.
VI. Динамическая пауза.
Образование притяжательных прилагательных.
«Чей-чьё?» с мячом.
У лисы чей хвост?
У медведя чья шуба?
Отвечают, бросают мяч
У волка чьи лапы?
обратно.
У ежа чьи иголки?
У совы чьи крылья?
У белки чей хвост?
Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, ну, а мы подружим наши пальчики". Ма, мо, му, мы, какой одинаковый звук
на, но, ну, ны, какой одинаковый звук
ка, па, та, ма, какой одинаковый звук
VII. Закрепление пройденного материала.
1) Графический диктант. «Шифровка».
Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать
слова.
- Я диктую слова (+картинки, а вы записываете только
гласные :
- иа, аа, ии
Лиса, кабан, филин.
- Я диктую слова (+картинки, а вы записываете только
согласные :
Дупло, дерево, ветка.
- дпл, дрв, втк.
Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?
Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными.
Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит четкость речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
На уровне слога. Игра «Букводом»
Впиши слоги в пустые окошки, установив закономерность. Прочитай их про себя по порядку слева направо. Прочитай все слоги сверху вниз.
Проверка. Игра «Навигатор»
Я буду называть этаж и подъезд, а вы читайте слог, который там находится.
Слог находится:
на первом этаже, в третьем подъезде;
на третьем этаже, в третьем подъезде;
в первом подъезде, на четвертом этаже;
в четвертом подъезде, на втором этаже;
слог находится слева от слога БЫ;
слог находится внизу, под слогом БУ.
на уровне слова. Игра «Зимняя рыбалка»
Поймать букву, назвать звук, который она обозначает.
Буквы: А, О, У, М, К, С, Л
Составить из букв слова, записать.
На уровне предложения.
Я тоже, задумала слово, которое обозначает название животного, в нем 3 звука, первый звук КЬ последний –Т
Придумайте предложение с этим словом. Одно запишем. У кита усы.
Сколько слов, назовите слова по порядку. Как записываем начало предложения, что ставим в конце?
Записываем, кто уверен-работает самостоятельно, кто боится ошибиться, работает вместе со мной. Найдите слово с мягким согласным. Сделайте схему слова.
Итог занятия. Дифференцированное домашнее задание.
А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о согласных буквах и звуках…
Дыхание свободно в каждой гласной
В согласной прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование подвластно.
8)Рефлексия.
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Поднимите руку тот, кто уверенно различает гласные и согласные звуки и буквы. А, теперь, те, кому нужно еще потренироваться дома, получают домашнее задание.
А, теперь, встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось сегодняшнее занятие, и он с удовольствием придет на следующее логопедическое занятие.
Молодцы! Спасибо за работу!