Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема: «Гласные звуки».

в подготовительной группе.

Цель.

Изучение материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи.

Образовательные.

- Закреплять знания детей о гласных звуках.

- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Гласные звуки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

- Продолжать учить определять количество слогов в слове.

- Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

- Обучать звуко - буквенному анализу слова АУ.

- Учить составлять предложение.

Развивающие.

- Развивать речь, внимание, мышление.

- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные.

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: Музыкальный центр, картинки, знаки - символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко - буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход занятия.

Воспитатель: Добрый день ребята! Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

Воспитатель: Назовите приметы зимы? (Становится холодно, выпадает снег.)

Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Зима в лесу!

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою,

Плывут в страну далекую,

Седые облака.

(В этот момент появляется корзинка)

Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить?

Воспитатель задаё т загадку:

Ноги косолапы,

И когтисты лапы,

Сильно очень любит мед,

Зимой в спячку он впадет.

Воспитатель: Узнали кто этот герой? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это медведь. Как вы думаете, куда же Мишка так спешил, что оставила корзинку?

Воспитатель: А направлялась Мишка к нам,пошёл снег, он испугался вот и оставил корзинку. Посмотрим, что же Мишка нам нёс. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией).

Воспитатель: Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Воспитатель: Что нам помогло узнать звуковичков? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется Артикуляция. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные). Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды).

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Воспитатель: Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт).

Воспитатель: Ребята, Мишка оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет).

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим).

Игра: «Найди пару».

Воспитатель раздаёт детям, картинки.

Воспитатель: Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

Воспитатель: А сейчас мы потанцуем с картинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

Воспитатель: Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с картинками; пары: арбуз - апельсин, улитка - утюг, овощи - облако; индюк, эскимо).

Воспитатель: Алина и Сергей, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание).

Воспитатель: Милана и Наташа, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков).

Воспитатель: Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова).

Игра: «Найди звук».

Воспитатель: Ветерок принёс нам ещё картинки. (на столах).

Воспитатель: А как называется явление природы, загадывает загадку:

Вдруг зима нагонит тучи,

Снег в лицо летит колючий.

Ветер воет, снег швыряет,

По домам всех разгоняет.

Стелет снежную постель

И гудит - метет…

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Это метель.

Воспитатель: Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы).

Воспитатель: С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э],. [и],. [ы] .

Воспитатель: На ваших картинках изображены схемы. Что же мы будем делать? (ответы детей).

Воспитатель: Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

Воспитатель: Каким цветом? (Красным).

(Следить за осанкой детей. Одного ребё нка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове).

Воспитатель: Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове).

Воспитатель: Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

- Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

- Молодцы!

Игра: «Выложи букву».

Воспитатель: Ребята, переверните картинки, какие они на ощупь?

Воспитатель: Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

Физминутка. «Дождик».

(Дети выходят на ковёр).

Воспитатель: Ой, смотрите, снег пошёл.

Снежинка раз, снежинка два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу).

Очень медленно сперва

(тоже самое).

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бег с ускорением на месте).

Мы капюшоны оденем

(остановиться, руки в разные стороны).

От снега себя укроем.

(изображается над головой вид «капюшона»).

Звукобуквенный анализ слова АУ.

Воспитатель: Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у]).

Воспитатель: Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое может пригодится в лесу если вы заблудились, чтобы вас нашли? (слово АУ).

Воспитатель: Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо., а теперь громко.

Воспитатель: Выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы).

Воспитатель: Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Воспитатель: Сколько слогов в слове АУ? (2)

Воспитатель: Верно!

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

Воспитатель: Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка).

- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором.

Воспитатель: Предлагает разгадать ребус.

- Что это? ( картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

- Кто это? (Маша, Медведь)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И.

А У.

Воспитатель: Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Воспитатель: Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Воспитатель: Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Итог.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Воспитатель: Ребята, в корзине у Мишки лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Всем спасибо! Занятие окончено

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные и гласные буквы» в подготовительной группе Конспект занятие по обучению грамоте. Тема: «Согласные и гласные буквы». В подготовительной группе. Программное содержание: - Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 21:03
+150Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Царева (УИ 3274316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД