Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема: «Гласные звуки».
в подготовительной группе.
Цель.
Изучение материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи.
Образовательные.
- Закреплять знания детей о гласных звуках.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Гласные звуки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
- Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
- Обучать звуко - буквенному анализу слова АУ.
- Учить составлять предложение.
Развивающие.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Музыкальный центр, картинки, знаки - символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко - буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Зима).
Воспитатель: Назовите приметы зимы? (Становится холодно, выпадает снег.)
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
Зима в лесу!
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далекую,
Седые облака.
(В этот момент появляется корзинка)
Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить?
Воспитатель задаё т загадку:
Ноги косолапы,
И когтисты лапы,
Сильно очень любит мед,
Зимой в спячку он впадет.
Воспитатель: Узнали кто этот герой? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это медведь. Как вы думаете, куда же Мишка так спешил, что оставила корзинку?
Воспитатель: А направлялась Мишка к нам,пошёл снег, он испугался вот и оставил корзинку. Посмотрим, что же Мишка нам нёс. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией).
Воспитатель: Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
Воспитатель: Что нам помогло узнать звуковичков? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется Артикуляция. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные). Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды).
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
Воспитатель: Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт).
Воспитатель: Ребята, Мишка оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет).
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим).
Игра: «Найди пару».
Воспитатель раздаёт детям, картинки.
Воспитатель: Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
Воспитатель: А сейчас мы потанцуем с картинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
Воспитатель: Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с картинками; пары: арбуз - апельсин, улитка - утюг, овощи - облако; индюк, эскимо).
Воспитатель: Алина и Сергей, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание).
Воспитатель: Милана и Наташа, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков).
Воспитатель: Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова).
Игра: «Найди звук».
Воспитатель: Ветерок принёс нам ещё картинки. (на столах).
Воспитатель: А как называется явление природы, загадывает загадку:
Вдруг зима нагонит тучи,
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит - метет…
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Это метель.
Воспитатель: Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы).
Воспитатель: С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э],. [и],. [ы] .
Воспитатель: На ваших картинках изображены схемы. Что же мы будем делать? (ответы детей).
Воспитатель: Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.
Воспитатель: Каким цветом? (Красным).
(Следить за осанкой детей. Одного ребё нка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове).
Воспитатель: Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове).
Воспитатель: Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
- Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?
- Молодцы!
Игра: «Выложи букву».
Воспитатель: Ребята, переверните картинки, какие они на ощупь?
Воспитатель: Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)
Физминутка. «Дождик».
(Дети выходят на ковёр).
Воспитатель: Ой, смотрите, снег пошёл.
Снежинка раз, снежинка два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу).
Очень медленно сперва
(тоже самое).
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бег с ускорением на месте).
Мы капюшоны оденем
(остановиться, руки в разные стороны).
От снега себя укроем.
(изображается над головой вид «капюшона»).
Звукобуквенный анализ слова АУ.
Воспитатель: Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у]).
Воспитатель: Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое может пригодится в лесу если вы заблудились, чтобы вас нашли? (слово АУ).
Воспитатель: Правильно! Это слово АУ.
- Произнесём это слово тихо., а теперь громко.
Воспитатель: Выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы).
Воспитатель: Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.
Воспитатель: Сколько слогов в слове АУ? (2)
Воспитатель: Верно!
- Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ?
Воспитатель: Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.
- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка).
- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Прочитаем слово хором.
Воспитатель: Предлагает разгадать ребус.
- Что это? ( картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У И.
А У.
Воспитатель: Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)
Воспитатель: Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
Воспитатель: Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Итог.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
Воспитатель: Ребята, в корзине у Мишки лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Всем спасибо! Занятие окончено