Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема: «Согласные и гласные звуки».
В подготовительной группе.
Цели.
- Развитие памяти, внимания, Логического мышления.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
- Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Согласные и гласные звуки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие фонематического слуха.
Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки и синие квадратики.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. Что вы слышите? Всё, что вы услышали, как называется? Правильно звуки. А сейчас вы сядете и послушаете сказку.
Воспитатель: В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней жил всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно было услышать. Звали этих жителей звуки. Шесть звуков были певцами : а, о, э, у, и, ы. Им подпевали: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называли - гласными. Звуки между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.
Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. Называются они гласными, от слова «глас», т. е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.
Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они и называются согласные звуки. Обозначать мы их с вами будем синим квадратиком. Квадратик - кубик, посмотрите катиться,как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся. Мы сейчас встанем и отдохнём.
Физминутка.
«Мячики».
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (приседают, руки свободные).
Закрепление материала.
Дидактическая игра: «Звуки».
Воспитатель: Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук - поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук - синий квадратик.
Задание№ 1. «Разложи картинки по заданным».
Воспитатель: Подумайте с каким звуком вы будете выбирать слова. Найдите шнурок с этой буквой, и нанизывай на него картинки. (Все дети делятся на две команды).
Первая команда Ж - Ш
Вторая команда З - С
Воспитатель: Задание выполнено правильно, и вовремя. Молодцы!
Задание № 2. «Звуковые домики».
Воспитатель: Чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Как определить гласный звук? (Звук выходит свободно, не встречая преград).
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным).
- Как определить согласный звук? (Звук встречает преграды на своем пути – губы, язык, зубы).
- А каким цветом обозначается согласный звук мы скажем после игры.
Игра: «Братцы».
(назови младшего брата)
Игра с мячом
- Каким цветом обозначается согласный звук?
(твердый - синий, мягкий - зеленый).
- Звуки можно увидеть?
- У каждого звука есть письменный знак, который называется. (буква).
Задание № 3.
Расселить предложенные буквы по домикам: гласные в красный дом, согласные в… с.
Не забываем следить за временем….
Воспитатель: Молодцы, задание выполнено.
Задание № 4. Отгадай загадку.
Первая команда.
Буква к букве, строчка к строчке,
В переплете все листочки.
Это яркая интрига,
Имя у которой.
(Книга).
Вторая команда.
Печатают их в типографии
Не для волшебства и мафии
Для чтения их выпускают,
Так, как их называют?
(Книга).
Воспитатель: Ребята, неспроста на разные загадки дан один и тот же ответ. Он ведет нас к новому заданию
Задание № 5. Звуковой анализ слова «Книга».
Воспитатель: Сколько слогов в слове книга? А ты как думаешь? (Ответы детей).
Воспитатель: На какой слог падает ударение?
Воспитатель: Давайте проверим песенкой. Послушайте как я спою «Книга, книга, книииига».
Воспитатель: А теперь все вместе. (на первый слог - кни -, на гласную И, значит она. ударная).
Воспитатель: Какой первый звук К-к-книга (звук К - согласный, твердый).
Какой фишкой обозначаем? (синей) Молодцы!
Воспитатель: Второй звук в слове Кнь-нь-нига? (звук нь - согласный, мягкий обозначаем зеленой фишкой).
Воспитатель: Следующий звук Книиига? (звук И - гласный обозначаем красной фишкой).
Воспитатель: Книг-г-га (звук Г- согласный, твердый обозначаем синей фишкой).
Воспитатель: Книгааа (звук А - гласный обозначаем красной фишкой).
- Сколько звуков в слове книга? (5).
- Сколько гласных звуков? (2).
- Сколько согласных звуков? (3).
Воспитатель: Правильно.
Итог.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с гласным и согласными звуками.
- Как узнать гласные звуки?
- Как узнать согласные звуки?
- Как мы будем обозначать гласные, а как согласные звуки?
Воспитатель: Вы сегодня Молодцы!
Занятие окончено.