Ольга Шестерикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [к] — [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме
Задачи:
• учить дифференцировать звуки [к], [кь] — [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К — Г при чтении и на письме;
• совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;
• закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,
• совершенствовать умение соотносить звук и букву;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по теме „Дифференциация звуков [Г]-[К]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;
• продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;
• совершенствовать связную речь детей;
• развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;
• совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;
• развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;
• воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.
Игра «Рукопожатие»
Логопед: У меня сегодня отличное настроение. Я хочу с вами им поделиться. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Сейчас мы по цепочке будем предавать рукопожатие. Как только вы его почувствуете, сразу откройте глаза, улыбнитесь и пожмите руку своему соседу.
Логопед: В стране согласных звуков
Большой переполох
Король с утра печален
Вздыхает: «Ох, да, ох».
Король нас приглашает
Свой замок посетить
Помочь ему порядок
В стране восстановить.
Дети проходят по дорожкам и садятся на места.
(Сообщение темы занятия).
Логопед: Вот ворота открываются, приключения начинаются.
(Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).
Живут в стране два брата
Глухой и звонкий звук
Бывает очень сложно
Их отличить на слух.
Те братья друг на друга
Бывают так похожи,
Что где глухой? Где звонкий?
Король понять не может.
Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).
Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).
Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).
Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],
Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.
Логопед: В какой звук превратился звук [г]?
Давайте, объясним королю, как это получилось?
Дети: Мы произнесли его без голоса, шепотом.
(Аналогично со звуком [гь]).
Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?
Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.
Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?
Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.
Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Нас уколет можжевельник.
Логопед: Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.
Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.
Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] — [г], [гь].
У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.
Логопед: Рассмотрите схемы слов.
(В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].
Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).
Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.
Д/И «Доскажи словечко»
Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.
К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).
Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).
У соловья чудесный (голос). – Созревает в поле… (колос).
Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).
Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?
(Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)
Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.
Пальчиковая гимнастика
По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки
Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой
В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой
Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются
И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки
Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником
Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак
Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.
Физминутка в кругу
Облако.
Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг
Поднялось над крышей поднять руки над головой
Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные
Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако Руками описать через стороны вниз
Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;
Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.
В грозовую тучу.
Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Воздух носом набираем,
Плечи мы не поднимаем.
Щеки не надуваются,
Воздух выдыхается.
Подвижная игра «Живые слоги»
У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)
Вновь хорошая погода
На прогулку вышли слоги.
Стихнет музыка едва
Собираются в слова.
Чтобы слово прочитать
Надо правильно вам встать.
Усвоение правила написания согласной на конце слова.
Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).
В конце слова звонкий звук
Братом притворяется.
Он звучит почти беззвучно,
То есть, оглушается.
Чтобы правильно писать
Надо букву проверять.
Ты, дружочек, не зевай,
Слово смело изменяй:
Мак на маки, луг – луга.
Будешь грамотным всегда.
Упражнение «Впиши букву»
Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.
Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.
Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).
Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)
Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.
Логопед: А теперь зажмурим глазки.
И вернемся в сад из сказки.
Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.