Светлана Кику
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «[Л] — [Л’]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему : «Дифференциация звуков Л - Ль».
Цель: учить детей различать в произношении звуки Л и Ль.
Задачи:
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики ;
- Развитие умения определять первый звук в слове;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков „[Л] — [Л’]“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Закрепление в памяти детей образа буквы Л;
- Обучение умению давать характеристику звуку;
- Профилактика дислексии и дисграфии;
- Развитие умения различать на слух звуки Л -Ль;
- Развитие художественных навыков;
- Развитие воображения;
- Развитие внимания и памяти.
Оборудование: картинки с изображением лодки и льва; индивидуальные зеркала для каждого ребенка; световой стол с песком; магнитная доска; магнитная буква Л; картинки, в названиях которых есть звуки Л и Ль.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения.
2. Сообщение темы занятия
Логопед : Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?
Дети: Лодка и лев.
Логопед : Определите, с каких звуков начинаются эти слова и скажите, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?
Дети: Мы сегодня будем говорить о звуках Л и Ль.
Логопед : Молодцы! Совершенно верно!
3. Правильная артикуляция и характеристика звуков
Логопед : Давайте возьмем в руки зеркала и вместе произнесем звук Л : Л – Л- Л. Расскажите, в каком положении находятся рот, губы и зубы.
Дети: При произношении звука Л рот открыт, губы и зубы разомкнуты, широкий язык прижимается ко всем верхним зубам и отталкивается от них.
Логопед : Правильно! А сейчас каждый вспомнит по слову, начинающемуся со звука Л.
Дети: Луна, лак, лапа, лошадка, лук.
Логопед : Молодцы! А теперь дайте характеристику звуку Л.
Дети: Это согласный, звонкий, твердый.
Логопед : Молодцы!
Возьмите зеркала и произнесите звук Ль : Ль – ль – ль.
Расскажите, в каком положении находятся рот, губы и зубы.
Дети: При произношении звука Ль рот открыт, губы и зубы разомкнуты. Остреньким язычком мы касаемся «бугорков» за верхними зубами. Язычок «прыгает».
Логопед : Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Это согласный, мягкий, звонкий.
Логопед : Теперь пусть каждый из вас вспомнит по слову, начинающемуся со звука Ль.
Дети: Лето, лебедь, лиса, лифт.
Логопед : Эти звуки похожи друг на друга, как два братика или две сестрички, но они разные и живут в разных словах. Л понарошку старший братик, он сильный и сердитый, и звучит твердо: Л – Л – Л (совместное проговаривание логопеда и детей, а Ль понарошку младший братик, он нежный и ласковый, и звучит всегда мягко: Ль – Ль - Ль (совместное проговаривание логопеда и детей).
Давайте по очереди произносить звуки Л – Ль : Л - Ль (длительно) Молодцы!
4. Упражнения в рисовании и проговаривании слов на звуки Л - Ль с использованием светового стола с песком.
Логопед : Подойдите все сюда (подводит детей к световому столу с песком).
Несмотря на то, что звуки Л – Ль разные, для их обозначения в нашем языке существует одна буква Л. Вот она – Л (пишет на песке). Что она вам напоминает?
Дети: Эта буква похожа на крышу дома.
Логопед : А вы знаете, чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем и читаем, а звук произносим и слышим.
Логопед : Молодцы! Теперь Саша с левой стороны стола нарисует любой предмет, название которого начинается со звука Л, а Максим с правой стороны стола нарисует предмет, название которого начинается со звука Ль.
Итак, что вы нарисовали?
Саша: Я нарисовал лодку, луну, ложку.
Максим: Я нарисовал ленту, листик, линейку.
Логопед : Да, правильно.
Логопед : Замечательно! Вы хорошо справились с заданием, садитесь на свои места. Я прикреплю букву Л на магнитную доску, чтобы вы лучше ее запомнили.
5. Упражнение в правильном проговаривании слогов со звуками Л - Ль
Логопед : Давайте потренируемся в правильном произношении звуков Л – Ль в слогах.
Повторяйте все вместе вслед за мной:
Ла – ла – ла ля – ля – ля
Лу – лу – лу лю – лю – лю
Лы – лы – лы ли – ли – ли
Лэ – лэ – лэ ле – ле - ле
6. Развитие внимания, памяти и фонематического слуха – игра «Запомни – повтори»
Логопед : Слушайте следующее задание: я буду говорить слоги, а вы по очереди станете их за мной повторять. Сначала Саша, а затем Максим.
ЛА - ЛЯ ЛУ - ЛЮ
ЛА – ЛА – ЛЯ ЛУ – ЛУ - ЛЮ
ЛА – ЛЯ – ЛА – ЛЯ ЛЫ – ЛИ – ЛЫ – ЛИ
Теперь я буду произносить по два слова. Слова похожие, но одно со звуком Л, а другое со звуком Ль. Надо повторить точно так, как говорю я. Слова станете повторять по очереди: сначала Саша, а затем Максим.
Лавка - лямка ложа - лёжа
Алла - Аля ловко - Лёвка
Игла - земля лапа - шляпа
Гладя - глядя юла - Юля
Флаги – фляги плачем - пляшем
Метла – петля ложечка - Лёшечка
Глазки - коляски делать - делят
Уголок – уголёк клок - клён
Колосья - колёса лук - люк
Ласты - листы ластик - листик
(После проговаривания каждой пары слов логопед уточняет с детьми их значения. С каждым словом составляются словосочетания или предложения).
7. Физминутка
Дети вслед за логопедом проговаривают стихотворные строчки и выполняют соответствующие тексту движения.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Головками кивают
И тихо приседают.
8. Различение звуков Л – Ль по картинкам – игра «Четвертый лишний»
Лев, лебедь, волк, лиса - волк
Лодка, лес, лопата, луна - лес
Линейка, лимон, лоб, липа - лоб
Линия, локоть, лось, лук - линия
9. Отгадывание и заучивание загадок
Логопед : Скажите, дети, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Логопед : Тогда слушайте внимательно:
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Дети: Ёжик.
Логопед : Правильно. Слушайте следующую:
Бел, как мел, с неба слетел,
Зиму летал, весной в землю убежал.
Дети: Это снег.
Логопед : Правильно! Ещё загадка:
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто со мной копал,
Тот и устал.
Дети: Это лопата.
Логопед : Молодцы! Давайте выучим эти загадки.
10. Итог занятия