Ольга Мамонова
«Как и для чего человек дышит». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
сформировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и функциональном назначении.
Задачи:
• познакомить детей с органами дыхания, обучить основам безопасного поведения для сохранения здоровья органов дыхания;
• формировать валеологические знания и осознанную потребность в физическом здоровье; умение делать выводы;
• развивать познавательный интерес, словарный запас, доказательную речь.
Темочки:
Материалы и оборудование:
изображение дыхательной системы, схема «Прохождение воздух через дыхательные пути при вдохе».
Ход занятия
Педагог: Ребята, без чего человек не может прожить более 5 минут? Давайте проведем такой эксперимент.
Крепко закройте рот и зажмите нос и посидите так. Почему вы открыли рот и нос?
Дети: Не хватало воздуха.
Педагог: Что случиться с человеком без воздуха?
Дети: Человек задохнется.
Педагог: Действительно, без воздуха не может человек прожить и нескольких минут. Человек - это живое существо, а все живое дышит. Дыхание нужно для жизни.
Мы дышим постоянно днем и ночью, когда играем, когда спим и так к этому привыкли, что даже не замечаем. А чем мы вдыхаем воздух?
Дети: Носом, ртом.
Педагог: В носу есть два отверстия, через которые мы вдыхаем воздух. Они называются ноздри. Дети подышите носом.
Кто знает, где у нас находится грудная клетка? (Ответы детей.)
Хорошо. Положите руку на грудную клетку и глубоко вдохните. Выдохните.
Что вы почувствовали, когда вдохнули?
Дети: Грудная клетка поднимается.
Педагог: А когда выдохнули?
Дети: Грудная клетка опустилась
Педагог: Почему так получилось? (Ответы детей.)
У нас за грудной клеткой есть легкие. Они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сжимаются, когда мы выдыхаем. Это наши легкие. Их у человека два - правое и левое. Легкие помогают человеку дышать. Они отлично приспособлены для этой работы.
Какой же сложный путь проходит воздух, чтобы попасть в легкие? Сначала воздух попадает в нос. Нос, ребята, важный орган. Он одновременно и фильтр, и печка. Внутри носа находится множество ресничек, к ним, словно муха к липкой бумаге, прилипают частички пыли и грязи, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попадала грязь и микробы. Нос также согревает холодный воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Вот почему так важно дышать носом. Из носа воздух попадает в длинный туннель, который называется «трахея». Трахея похожа на трубочку, по которой кислород попадает в бронхи. Бронхи похожи на корни дерева и затем кислород попадает в легкие. Легких два. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос кровеносных сосудов. Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Поле объяснения и показа строения дыхательной системы педагогом, один из детей делает краткий пересказ.
Педагог: А сейчас, я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательные имитационные упражнения
1. "Трубач".
Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука "п-ф-ф-ф№.
Повторить 4-5 раз.
2. "Каша кипит".
Сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот - выдох. При выдохе громкое произношение звука "ш-ш-ш".
Повторить 1-5 раз.
3. "Насос".
Стоя, руки на ширине плеч, руки вдоль туловища. В исходном положении вдох. Делаем наклоны в правую сторону, руки скользят вдоль корпуса., выдох, произносим звук "с-с-с".
Повторить 4-6 раз.
4. "Регулировщик".
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука "р-р-р".
Повторить 4-5 раз.
Педагог: Давайте вспомним, как вы дышали, спрятавшись с головой под одеяло. Что происходило через некоторое время?
Дети: Было душно, тяжело дышать, задыхались
Педагог: А почему? (Ответы детей.)
Так значит, какой воздух полезен для дыхания?
Дети: Чистый.
Педагог: Кто знает, как правильно дышать? (Ответы детей.)
Дети: Носом, так как в носу находятся мелкие волоски. Они задерживают микробов, слизи немного, к ней микробы приклеиваются. В носу воздух согревается и очищается.
Педагог: А почему ртом лучше не дышать?
Дети: Микробы и холодный воздух попадают прямо в легкие, можно заболеть.
Педагог: Почему в лесу чистый воздух?
Дети: В лесу много зеленых растений
Педагог: Как людям нужно относиться к растениям?
Дети: Беречь, не загрязнять, не ломать деревья, кусты, не рвать цветы…
Педагог: Ребята, а как вы думаете, как же у вас в группе очищается воздух?
Дети: Комнатные растения насыщают воздух кислородом
Педагог: Да, у нас в группе растения очищают воздух.
Кроме того, что растения помогают очищать воздух, как еще к нам попадает свежий воздух?
Дети: Через окно, нужно открывать форточки.
Заполнение схемы "Прохождение воздух через дыхательные пути при вдохе"
Перед детьми образец схемы, в которой три звена - нос, трахея, бронхи и легкие. Дети переносят схему на свои листы.
Педагог: Наши органы дыхания трудятся каждую минуту, и мы их должны беречь. Как?
Дети: Делать зарядку, дыхательную гимнастику, гулять на свежем воздухе.
Педагог: Все правильно, теперь осталось самое главное - эти правила выполнять.