татьяна костенко
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях у детей подготовительной группы с ФФНР.
Путешествие в песочную страну. "
Тема: автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.
Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
• закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] изолированно, в словах, предложениях ;
• уточнить правильную артикуляцию звука [Ш];
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• формировать навыки распознавания места звука Ш в слове;
• закреплять зрительный образ буквы [Ш].
• совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.
2) Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух;
• развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
• тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
• обогащать, уточнять, активизировать словарь;
• развивать высшие психические процессы: зрительное восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление;
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
3) Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, активность в течение всего занятия;
• Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
• Вырабатывать умение обдумывать свои действия;
• Формировать мотивацию к познавательной деятельности.
4. Здоровьесберегающие:
• Соблюдать правильную посадку ребенка;
• Соблюдать режим охраны зрения;
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
• картинки Нюши и Бараша;
• карточки с изображением смешариков (для артикуляционной гимнастики);
• картинка Остров сокровищ;
• фигурки с животными;
• кисточка;
• трубочка;
• камушки;
• фигурка песочная фея;
• приз для ребенка (раскраска).
Использование специального оборудования: световой планшет;
Возрастная группа : дети 6-7 лет с ФФНР.
Этапы занятия.
1. Организационный этап. Введение в тему занятия.
Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки.
Содержание: Знакомство с гостями. Дыхательное упражнение «Подуй в трубочку»
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.
-Посмотри, нас кто-то встречает.
-Ты узнала кто это? (это песочная фея)
-Полина, здравствуй! Я приглашаю тебя в свою песочную страну. В моей стране существуют правила, давай вспомним их. (нельзя высыпать песок из песочницы, нельзя вытирать руки об одежду, а нужно руки отряхивать над песочницей.)
-В моей волшебной, песочной стране происходят разные чудеса, а вот что сегодня произойдёт, с каким героем ты встретишься, ты узнаешь прямо сейчас.
-Возьми трубочку и подуй в неё на песок. (фея уходит)
-Полина, а ты знаешь, кто это? (Бараш)
-Из какого мультфильма этот герой? (Смешарики).
-Бараш пришел к нам в гости послушать, как ты научилась правильно произносить звук Ш и поиграть с тобой в разные игры. Он предлагает тебе вместе с ним отправиться в гости к Нюше, в путешествие по песочной стране.
2. Актуализация знаний. Закрепление умений и навыков.
Дидактическая задача: развивать артикуляционную моторику.
Артикуляционная гимнастика
-А для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Бараша.
-Зарядка будет не простая.
-Давай присядем на стульчики, и положим ладошки на песок, поздороваемся с ним.
-Бараш потерял картинки своих друзей в песке. -Давай найдём их.
-Найди картинку в верхнем правом углу, возьми кисточку и расчисти песок.
-Посмотри, кто это? -Как зовут этого героя? Что он делает?
-Догадайся, какое упражнение мы будем выполнять? Как оно называется?
Выполняем упражнения:
«Лопаточка»
широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.
«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».
Язык широкий,гладкий
Получается –лопатка.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Тик- так, тик- так
Ходят часики вот так»
Влево - тик
Вправо - так
Ходят часики - вот так!
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз».
«Чашечка»
выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Маляр».
Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку.
Язычок наш – кисточка,
нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Барабан»
Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт «стучать по песку».
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
1) Изолированное произнесение звука Ш. Закрепление произношения звука Ш.
- Давай покажем Барашу, как ты уже научился произносить звук «Ш».
-Возьми песок в ладошку.
-Ветерок подул и закружил песочек ш-ш-ш-ш-ш. Сыпем песок ш-ш-ш-ш-ш
-Произнеси звук [ш] и расскажи, что делают губки и язычок.
(Ответ ребё нка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.)
-Какой это звук согласный или гласный (согласный, глухой,твёрдый). Молодец.
- Разравняем песочек.
2) Соотнесение звука с буквой. Закрепление зрительного образа буквы Ш.
-А на письме звук Ш обозначается буквой Ша.
- Давай напишем эту букву на песке пальчиком.
- Посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Ш - в букву Щ, буква Ш в букву Ц.
3) Развитие фонематического слуха.
Игра «Дорожка»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику.
-Барашу очень понравилось, как ты выполняла все упражнения и он предлагает поиграть с ним.
-Он очень любит гулять. Давай выложим дорожку, чтобы побыстрее добраться до Нюши. – Возьми камушки и выложи дорожку.
-Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами).
Наша Нюша мышку Машу
Пригласила кушать кашу
Мышка Маша нашей Нюше
Принесла кусочек груши.
4) Закрепление звука Ш в словах.
а) Игра «Найди игрушки», «Собери игрушки в коробку»
Дидактическая задача:
- развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.
-закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах
-Куда же привела нас дорожка? Мы попали на поляну сокровищ, где Бараш что-то спрятал.
-Давай встанем и посмотрим.
-Давай найдём, что он там спрятал. Опускай руки в песок и доставай что там.
-Кто это? (кошка, лошадка, лягушка, мышь, шимпанзе)
-А как назвать эти предметы одним словом. Кто это? (животные)
5) Закрепление звука ш в предложениях.
Игра «Загадки»
Дидактическая задача: закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в предложениях
-А теперь давай нарисуем 3 домика и расселим животных. (садись на стульчик).
- В 1-ый домик мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в начале слова, во 2-ой домик- мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в середине слова, а в 3-ий домик мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в конце слова.
-Давай расселим. –В слове кошка есть звук Ш? Где он находится? Выдели голосом звук Ш. Кошку мы поселим в какой домик?
-Лягушка живет между кем? (Лягушка живет между шимпанзе и мышью)
-Справа от лягушки кто живёт? А слева от лягушки кто живёт?
-Ты молодец! Барашу очень понравилось как ты выполнила задание.
6) Пальчиковая гимнастика «Смешарики»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
-Давай немножко отдохнём, встанем и вспомним какие герои есть в мультфильме «Смешарики».
Смешарики, смешарики, похожи вы на шарики!
А может быть на мячики!
Всё прыгаете, скачете!
Давай изобразим наших героев!
1. Крош (два пальца – ушки).
2. Кар-Карыч (пальцы – крылья).
3. Бараш (кулачок поворачивается – бодается).
4. Совунья (сомкнуть пальцы в кольца – глаза).
5. Ежик свернулся и развернулся (сжать пальцы в кулак, затем растопырить их – колючки).
7) Закрепление звука Ш в скороговорках.
Игра «Нюшины наряды», «Интересная история»
Дидактическая задача:
- закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в скороговорках.
-Развитие связной речи, мелкой моторики, кинетической чувствительности, учить ориентироваться на плоскости.
-А кто это нас встречает? (это же Нюша). Вот мы и пришли в гости к Нюше. Она очень рада нас видеть.
-Давай нарисуем Нюшу.
Нюша такая модница, любит наряжаться и вот что у нее получилось.
Хороша швея Нюша.
Шила шубку- сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
(Рисуем на песке и проговариваем скороговорку).
-А теперь давай покажем ее комнату, где она живет.
-Нарисуй в центре планшета стол, за столом сидит Нюша. Справа от стола стоит большой шкаф, на шкафу лежит шляпа, а в шкафу лежат штаны. В верхнем левом углу планшета нарисуй окошко, а рядом с окошком кошку.
-Кого еще можно нарисовать (Бараша)
-А теперь побеседуем по картинке.
-Что мы нарисовали? кого нарисовали?
-Придумай небольшой рассказ по картинке.
Затем с ребенком проводится беседа по нарисованной картинке. Ребёнок составляет самостоятельно рассказ.
3 этап. Подведение итогов.
-Выставляется фигурка феи.
-Вот и подошло к концу путешествие по песочной стране.
-Я благодарю тебя за бережное отношение в моей стране.
-А тебе понравилось путешествовать по песочной стране?
-Что было интереснее всего?
-А что показалось трудным?
-Какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
-На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить тебе раскраску с героями. Давай попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Прогнозируемые результаты:
Изучив данную тему, дети могут:
Закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.
Знать: правильную артикуляцию звука ш; зрительный образ буквы Ш.
Уметь: выделять звук Ш на слух; составлять рассказ по нарисованной картинке.
Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.