Екатерина Смирнова
Конспект литературной викторины по произведениям В. Г. Сутеева для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева; воспитывать любовь к художественным произведениям; упражнять в умении определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки.
Материал: выставка книг В. Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, детские костюмы для инсценировок, предметы, упоминаемые в сказках, сказочные персонажи.
Предварительная работа: чтение произведений В. Г. Сутеева, просмотр иллюстраций к книгам разных писателей, мультфильмов, рисование любимых героев, конструирование кораблика, разучивание текстов для драматизации.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Воспитатель:
Публикация «Конспект литературной викторины по произведениям В, Г, Сутеева для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Сутеев В.Г. Викторины по произведениям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Здравствуйте! Вы никогда не задумывались, почему серьезные взрослые люди сочиняют книги для детей? Скорее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребенок, ему хочется оставаться подольше в теплом и уютном мире сказки. Приглашаю вас в сказку - в мир, полный добра и чудес, волшебства и тайн! Стоит пенек, на пеньке - теремок, в теремке живут серьезные, обстоятельные зверушки - запасливый Ежик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные котята и хозяйственный Щенок. Сегодня наша встреча будет посвящена детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву (рассказывает биографию, обращает внимание на выставку книг, рисунки детей, предлагает назвать знакомые произведения).
Первое задание: Я буду зачитывать отрывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.
«А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь недолго думал, и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Котрыболов»). Работали все дружно: кто снег разгребал, кто шары катал. На голову Снеговика старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Елка»).
«А добрый петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и
«кукареку». Стал Гусь ни на кого не похож» (рассказ «Что это за птица?»). «Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.
- Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка.» (рассказ «Палочка-выручалочка»).
Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке» (рассказ «Мешок яблок»). «Мушка на прялочке нитки прядет. Лягушка с колодца воду носит - огород поливает. Ежик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колеса»).
«Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?» (рассказ «Под грибом»).
«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж зайца иголками укол ол, а Заяц Ворону ногой лягнул» (рассказ «Яблоко»).
Воспитатель: Молодцы!
Второе задание:
Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти в книгах.
Загадки:
Удивительный портной,Нет катушки ни одной, И машинки швейной
нет, И утюг не разогрет. Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть!
Н. Найденова
(Рассказы, где встречается отгадка, т. е. Еж, - «Разные колеса», «Палочкавыручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок»).
Он зимой под вьюги вой Спит в избушке снеговой. А когда придет весна, Просыпается от сна.
(Медведь - рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», «Терем-теремок», «Кот -рыболов»).
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
(Бабочка - рассказы «Под грибом», «Цыпленок и Утенок»). Мохнатенькая,
Усатенькая, Ест и пьет.
Песенки поет.
(Кошка, кот рассказы «Капризная кошка», «Три котенка», «Котрыболов», «Кто сказал «мяу!»?», «Дядя Миша»). Само с кулачок, Красный бочок, Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко - рассказы «Яблоко», «Мешок яблок»). Сидит в норке,
Ест хлеба корку.
(Мышонок - рассказы «Дядя Миша», «Кто сказал «мяу!»?», «Под грибом», «Три котенка», «Кораблик», «Мышонок и Карандаш», «Терем -теремок»).
Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный.
(Петух - рассказы «Петух и краски», «Кто сказал «мяу!»?», «Это что за птица?», «Разные колеса», «Терем-теремок»). Раздается лай щенка. Взрослый выходит в костюме собаки. - Здравствуйте! Представляете, ребята, я спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон я услышал, как кто-то сказал «мяу!».
Я поднял голову, посмотрел - никого не увидел. «Это, наверное, мне приснилось», - подумал я и снова улегся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:
«Мяу!». Я вскочил, обежал комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет!
Дети, вы мне поможете найти того, кто сказал мне «мяу!»?
Дети рассказывают, с кем встречался Щенок.
Воспитатель: Щенок, ты теперь знаешь, кто сказал «мяу!». А что ты нам принес?
Щенок: Разные предметы из книг В. Г. Сутеева. Я буду доставать их, а вы скажете, кому принадлежит тот или иной предмет, или из какой он сказки. Карандаш («Капризная кошка», «Мышонок и Карандаш», «Петух и краски», «Умелые руки»). Письмо деду Морозу («Елка»).
Краски («Петух и краски»).
Палка («Палочка-выручалочка»).
Яблоко («Яблоко», «Мешок яблок»).
Удочка («Дядя Миша», «Кот-рыболов»).
Ореховая скорлупа («Кораблик»).
Колеса («Разные колеса»).
Мячик («Умелые руки»).
Воспитатель: Прислушивайтесь! Слышите шорох? Кто-то к нам в гости идет.
Входят взрослые в костюмах мышей.
Мыши: Здравствуйте, дети! Мы к вам пришли из книги, которую очень любил Владимир Григорьевич Сутеев. Эта книга норвежского писателя Альфа Прейсена и называется «Веселый Новый год». Сутеев нарисовал к ней замечательные картинки. Вы их видели, когда начинали знакомиться с его творчеством. А давайте с вами попробуем это стихотворение разыграть! Мы исполним роли мамы -мышки и мышиного папы, а вы все будете мышатами. Инсценировка стихотворения А. Прейсена «Веселый Новый год» (перевод с норвежского Ю. Вронского).
Воспитатель:
Короче день, длиннее ночь, И холод на дворе. И мама-мышь в своей норе Внушает детворе.
Мама -мышь:
Надеюсь, в мышеловку Никто не попадет, Тогда опять все вместе Мы встретим Новый год!
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель: Кусочек угля мамамышь Хватает поутру И, начиная с потолка, Чернит свою нору.
Моют пол мышата,
Чтоб в норке был уют, Метут хвостами корки, Танцуют и поют.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель:
Но вот желанный Новый год!
И в норку с чердака
Мышиный папа приволок Ботинок без носка.
Украсили ботинок
Бутылочным стеклом,
Блестящей паутиной И пестрым лоскутком.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп -ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель:
Мышиный папа говорит.
Папа -мышь:
Давайте встанем в круг,
Чтоб был ботинок посреди, А вся семья - вокруг.
Дадим хвосты друг другу И - раз, два, три! - вперед!
Воспитатель: Так начался веселый Мышиный хоровод.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп -ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель: Их новогодняя еда - Семь крошек от котлет, А тем, кто любит сладости, Обертка от конфет. Лежит среди закусок И ветчины кусок. Лежит он так, чтоб каждый Его понюхать мог.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп -ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель: И бабка-мышь пришла сюда. Теперь она сидит В своей качалке, как всегда, И на мышат глядит. Качалкой верно служит Картофелина ей. Подобные качалки Не редкость у мышей.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура! Воспитатель:
И все играют, и поют,
И пляшут, а потом Мышиный папа говорит.
Папа-мышь:
Теперь, друзья, вздремнем!
Воспитатель:
Мышата спать ложатся И здесь, и там, и тут, Но и во сне мышата Танцуют и поют.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель: А мышь-старушка стережет Покой других мышей И напевает.
Бабушка-мышь:
Новый год
Хорош для малышей! И если в мышеловку Никто не попадет, То через год все вместе Мы встретим Новый год.
Дети (все):
Прыг да скок!
Хоп -ля-ля, фалле-ралле-ра!
Надо весело встречать Новый год! Ура!
Воспитатель: Вот молодцы! Сколько сказок прочли! Мышки приготовили для вас сюрприз. Угощайтесь орешками да грибочками. Да своих друзей не забывайте и читайте замечательные рассказы, сказки, рассматривайте иллюстрации В. Г. Сутеева. И помните: он «был счастлив, что посвятил себя детям».