Оксана Викторовна Кислицына
Сценарий литературной викторины по произведениям К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающая:
Расширить знания детей о творчестве К. И. Чуковского; пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор его произведений.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Развивающая:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чтение, детская литература
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес и уважение к творчеству К. И. Чуковского. Учить на приёме героев сказок К. И. Чуковского правильно оценивать поступки.
Оборудование:
Презентация «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»;
Костюмы сказочных персонажей для детей: Айболита и Мухи-Цокотухи
Игрушка крокодил
Выставка книг с произведениями К. И. Чуковского
Работа с родителями:
Приготовление с помощью родителей костюмов для викторины
Совместная деятельность взрослого и ребёнка в конкурсе рисунков «Мои друзья из книг Чуковского»
Принос родителями мультфильмов и книг с произведениями К. И. Чуковского
Оформление зала:
воздушные шары;
портрет Чуковского;
выставка рисунков по сказкам К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
1. цикл занятий по творчеству К. И. Чуковского;
2. чтение произведений К. И. Чуковского;
3. вечер развлечений «В гостях у дедушки Корнея» силами работников библиотеки;
4. выставка рисунков детей и родителей «Мои друзья из книг Чуковского».
Действующие лица:
Ведущий - воспитатель
Дети:
Муха-Цокотуха
Айболит
Ход занятия:
Сегодня мы отправимся с вами в гости к сказкам. Но сначала давайте вспомним наши любимые чистоговорки:
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский)
Ребё нок читает стихотворение:
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
-Хотите в гости? Тогда, пойдёмте.
(Воспитатель подводит детей к панно «Чудо-дерево», на котором прикреплены макеты обложек книг-сказок К. И. Чуковского)
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
А весёлые книжечки,
Да со сказками.
-Ребята, посмотрите, кто нас тут встречает - Крокодил. Как вы думаете, почему? Правильно героем многих произведений К. И. Чуковского был крокодил. Вспомните, какие это были сказки?
С детьми проводится игра «Угадай-ка» : Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушеными грибами.
(«Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(«Тараканище»)
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
(«Мойдодыр»)
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне колоши и мне, и жене, и Тотоше.
А в большой реке крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит,- солнце красное…
(«Краденое солнце»)
Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо знаете в каких сказках К. И. Чуковского «живёт» крокодил. И он нам предлагает отдохнуть и спеть весёлую песню «Разноцветная игра».
А теперь давайте присядем и поговорим о самом дедушке Корнее.
(Дети садятся полукругом на стульчики) Показ презентации:
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Если бы Чуковский был жив, то ему бы исполнилось 130 лет. Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут, и будут жить ещё долго. С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федориного горя», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки.)
Посмотрите дети, кто-то потерял корзину. Давайте посмотрим, что же в ней лежит. Я догадалась, в ней находятся вещи, которые потеряли герои сказок Чуковского. Попробуйте найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. (На экране появляются предметы, дети называют сказку и строчку из неё : телефон, блюдце, денежка, воздушный шарик, мыло, мочалка и т. д.) Помогает волшебный экран.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам К. И. Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать чётко и быстро.
1. На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"? (На трамвае)
2. Что упало на слониху в сказке "Тараканище"? (Луна)
3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении "Телефон"? (Они объелись лягушками)
4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5. Зачем свинья из стихотворения "Телефон" просила по телефону прислать к ней соловья? (Чтоб спеть с ним вместе)
6. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)
7. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр" : "Да здравствует мыло душистое. " (и полотенце пушистое)
8. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
9. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (Может выть два ответа - фонарик и саблю)
10. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? ("Муха-цокотуха")
11. В сказке "Доктор Айболит" есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (бегемот)
Закончите строчки, которые я прочту
«Добрый доктор ….(Айболит!
Он под деревом …. (сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и …. (волчица).
И жучок, и (червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый (доктор Айболит!» (входит доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Воспитатель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
Физкультминутка:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Я приготовил для вас задание. Вам нужно отгадать загадки, которые сочинил К. И. Чуковский
Воспитатель: Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! А мы с вами, ребята, давайте пройдём к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете? Ответы детей:
1. Книги брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.
Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными. Все, запомнили это правило? (Да).
– Как мы должны вести себя?
Дети: Тихо. (Воспитатель показывает детям книги и спрашивает, чему учит та или иная сказка)
«Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
«Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
«Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
«Тараканище» - быть смелыми.
«Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
Песня о книге
«Кто есть кто» каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Звучит фрагмент оперы «Муха-Цокотуха»
Воспитатель: А кто главная героиня этой сказки? А хотите, чтобы она ожила? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, муха оживи!» (Звучит музыка и ребенка «превращаем» в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза.) Ребята, наша картинка ожила.
Муха-Цокотуха: Я по полю утром шла?
Дети: Да!
Муха-Цокотуха: На полянке я копеечку нашла.
Дети: Побежала на базар и купила самовар.
Муха-Цокотуха: Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я ходила на базар,
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Воспитатель. Спасибо тебе за угощение, присаживайся к ребятам.
Воспитатель. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, давайте прослушаем сказки, которые озвучил сам дедушка Корней и артисты, и попробуем угадать название этих сказок. Музыкальная страничка на волшебном экране.
Посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. – Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.
Ребё нок: Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Ребё нок: Нам жалко дедушку Корнея :
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил К. И. Чуковскому поэт Валентин Берестов. Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.
Рефлексия:
1. С героями, чьих произведений мы с вами сегодня встретились?
2. Для кого писал свои произведения К. И. Чуковский?
3. Назовите ваши любимые произведения писателя.
Вы сегодня все были молодцы, поэтому получаете медальки знатоки сказок Чуковского.