Елена Фроловичева
Конспект коррекционной ОД «Дифференциация звуков [с]-[ш]» с элементами сказкотерапии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ТРОСНЯНСКОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСНЯНСКОГО
РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТРОСНЯСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»
Подготовила и провела:
Фроловичева Елена Александровна
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Образовательные области:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество» «Коммуникация»
Публикация «Конспект коррекционной ОД „Дифференциация звуков [с]-[ш]“ с элементами сказкотерапии (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Цель: формирование фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста: уточнение и сравнение звуков [С] и [Ш],закрепление правильного произношениях в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С] и [Ш], давать их полную характеристику по акустическим и артикуляционным признакам;
- автоматизация звуков [С] и [Ш] в прямых слогах, в словах, во фразах;
- совершенствовать навыки самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи;
Коррекционно-развивающие :
- Обеспечить развитие фонематического слуха и восприятия;
- обеспечить развитие словесно-логического мышления детей, интонационной выразительности речи, активизировать внимание, память;
- обеспечить развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей;
Коррекционно-воспитательные :
- Пробудить чувства взаимовыручки в разных формах организации деятельности детей.
-Вызвать желание помочь друг к другу, работать сплоченно в коллективе сверстников.
Форма занятия: подгрупповая
Тип занятия: изучение нового материала.
Возраст, количество детей: 5 детей старшей группы, посещающие логопедический пункт БДОУ ТР ОО Троснянского детского сада «Родничок».
Логопедические заключения: ОНР II уровня (первый год обучения).
Развивающая предметно-пространственная среда:
Презентация к КОД; мультимедийный экран, деревянный мостик, зеркала- по количеству детей, мягкие модули (по количеству детей, голубой материал, сигнальные карточки буквы С-Ш; массажный мяч, мячи су-джок (по количеству детей, яблоня, печка, поднос, шарики Марблс, яблоки с заданиями, Баба Яга, избушка, картинки с изображением букв С-Ш для выкладывания камешками МАРБЛС, цветы с эмоциями.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», дидактические и подвижные игры, использование настольных театров, чтение стихов, потешек, загадок о героях сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о героях сказок, просмотр мультфильма по сказке.
Планируемые образовательные результаты:
- сформированная мотивация к обучению;
- развитие артикуляционного аппарата;
- различение звуков [С] и [Ш] на слух и в произношении изолированно, в слогах, словах, фразах;
-четко называть различия между звуками;
- формирование навыка самоконтроля.
Используемые технологии:
- элементы сказкотерапии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровая технология;
- технология системно- деятельностного подхода;
- информационно-комуникационные технологии.
Ход КОД:
I. Этап мотивации:
Психогимнастика:
«Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Логопед:
- Ребята любите ли вы сказки?
- Вы хотите отправиться в гости к сказке?
Тогда в путь.
Дети произносят слова:
Слайд -2
«По узенькой дорожке шагают наши ножки
С кочки на кочку к волшебному мосточку,
Через мостик мы пойдем в гости в сказку попадём.»
- Вот мы с вами и в сказочной стране.
II. Этап проблемно-поисковый.
Ребята, как вы думаете в какой мы сказке? Почему вы так считаете?
-Расскажите последовательность пути сестрички в поисках братца. Что первое повстречалось на ее пути?
-А вы помните как она начинается?
Ребенок:
Жили мужик да баба. У них были дочка, да сынок маленький.
-Доченька, говорила мать,- мы пойдем на работу, береги братца!
Не ходи со двора, будь умницей.
Логопед:
Я продолжу рассказывать сказку, а вы сделаете артикуляционную гимнастику.
III. Этап выполнения артикуляционной гимнастики.
- Родители лошадь в дрожки запрягли и поехали (упражнение «Лошадка»)
Сестрица улыбнулась братцу (упр. «Улыбка»).
А Братец пошёл на дудочке играть (упр. «Трубочка»).
Пошли дети завтракать. Взяли ложечки (упр «Лопатка»).
Взяли чашечки (упр. «Чашечка») попили чая.
Да достали вкусное варенье (упр. «Вкусное варенье»)
Позавтракали ребята и побежали на качелях качаться (упр. «Качели»).
IV. Этап сообщения темы занятия:
появляется сестрица говорит:
-Беда в нашей сказке приключилась…
«Гуси-лебеди унесли моего братца к Бабе Яге! Милые ребята, вы мне поможете братца найти?» только Баба Яга поставила условия, что найду я братца, если выполню все ее задания со звуками С- Ш
- Поможем.
Логопед :
- А с трудностями на пути справитесь?
– Справимся
Логопед: - Я уверена, что поможете сестрице только вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер, а еще мы с вами много занимались.
V. Этап актуализации знаний
Этап дифференциации изолированных звуков [с] – [ш].
Слайд -3
- Давайте поможем девочке, вспомним песенку воды в речке (C - с - с).
Слайд -4
- А как шипят сердитые гуси? (Ш- ш - ш)
Слайд -5
Работа над артикуляцией звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции по мнемотаблице.
Логопед :
- Определите какой звук я произнесла? звуки [с], [ш] по беззвучной артикуляции.
- Какими буквами обозначаются эти звуки?
- Поднять букву на звук [с], [ш] .
Молодцы! Всё вспомнили про звуки.
Пора в путь - спасать братца.
- Ребята, скажите, что по сказке нам первым встретится на нашем пути? Тогда в путь- спасать братца.
VI. Этап. Оздоровительный момент:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
(Пройдя по «лесу», оказываются возле печки).
VII. Этап дифференциации звуков [с] – [ш] в слогах.
Сестрица:
- Печка-матушка, укажи нам путь
Ты, скажи, нам печка, Братца как вернуть?
Логопед :
Вынула пирожки из печки. Пирожки горячие. Ловите пирожок со звуком [ш], а возвращайте со звуком [с] :
ША- СА
ШО- СО
ШИ- СЫ
ШЕ -СЭ
ШУ- СУ
А теперь повторите за мной чистоговорки:
Ша-ша-са, ша-ша-са – на пеньке сидит оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са - села на нос мне оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са – укусила в нос оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са – улетела в лес оса.
Логопед:
- Молодцы справились с заданием.
Напомните мне, что дальше по сказке мы встретим на пути?
VIII. Этап дифференциации звуков [с] – [ш] в словах.
Логопед и дети:
- Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда братца унести посмели?
Яблонька:
«Тяжело мне яблочки на ветвях держать.
Помогите мне скорей, соберите яблочки.
Помогу и я вам Ванечку отыскать».
Логопед: «А яблочки-то непростые, они, оказываются, с секретом.
Снимите яблочки, назовите картинки на них. Если в названии картинки слышен звук С – в корзинку с символом звука С и так же со звуком Ш.
Логопед:
- Какие вы молодцы! Как хорошо вы справились с заданием.
- Но нам надо двигаться дальше.
1,2,3,4,5 в путь отправились опять…
Что у нас на пути?
Сестрица:
«Реченька, родная, выручай, где искать Братца, отвечай».
Логопед:
Друзья, Речка говорит нам:
«Бежит, бежит её молочко вдоль кисельных бережков,
По овражкам протекает, только камешки мешают.
Вы мне, ребята, помогите, камешки из речки уберите».
Логопед: «Ребята, давайте мы речке поможем, из речки камешки уберем, речку - матушку спасем. А камешки эти не простые, а с секретом. Дети, да это речка с нами поиграть в игру хочет.
IХ. Этап развития сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук, профилактика оптико-пространственных нарушений.
Слайд -6
Выкладывание шариками Марблс букв Ш-С
Речка зажурчала.
Х. Этап Оздоровительный момент:
Логопед :
Теперь нам нужно отыскать дом Бабы Яги. Фонограмма. Логоритмическое упражнение: Бабка Ежка - выгляни в окошко.
ХI. Этап закрепления. Работа по мнемотаблице.
Баба-Яга: «Чую, чую, чужими пахнет в лесу. Кто это ко мне в лес пожаловал? Чего вам надо?
Сестрица:
-Здравствуй, бабушка! Мы за Братцем пришли. Верни его нам, пожалуйста.
Баба-яга:
-Вот еще! Сами учитесь, а мальчонка- ничему не учится. Сидит целыми днями, да в камешки играет. Докажите мне, что сможете его научить.
Слайд -7
Разгадайте какие звуки я заколдовала?
Чтение звуковой дорожки.
Баба-яга:
Делать нечего-все условия выполнили. Да, и правда, нехорошо чужих детей в лес заманивать. Вот он, ваш Братец, берите».
Сестрица:
До свиданья! Побежим мы с братцем домой, пока родители с ярмарки не вернулись!
Слайд -8
ХI Рефлексивный этап:
Логопед: «Молодцы, ребята! Вы были смелыми, дружными, активными, преодолели все препятствия, помогли сестрице найти братца! А теперь нам пора возвращаться из сказки домой, в детский сад».
«По узенькой дорожке шагают наши ножки
С кочки на кочку к волшебному мосточку,
Через мостик мы пойдем в детский сад мы попадём.»
Вот мы с вами и в детском саду.
Логопед: Мы с вами на полянке настроения. Если во время нашего путешествия по сказке вам было легко справляться с трудностями, возьмите цветок с весёлым смайликом, а если было сложно, то возьмите цветок с грустным смайликом и, скажите, в чем вы затруднялись.
- В какой сказке мы с вами побывали?
- Кому мы помогали найти братца? (Сестрице)
- Какие задания мы выполняли?
-Какие звуки мы старались произносить правильно? (Ш- С).
- Ребята, что было самым интересным и весёлым в нашем путешествии?
- Какое задание было сложным?
- А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец!
Звучит сказочная музыка, дети выходят из музыкального зала.