Марина Колодина
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] — [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»
учитель-логопед
Колодина Марина Сергеевна
Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»
Возрастная направленность: Дети 5-6 лет
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Дифференциация звуков [Ж] — [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З,З’]в словах, чистоговорках, во фразовой речи;
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
Коррекционно – развивающие:
• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;
• Развивать навык звукового анализа;
• Способствовать развитию логического мышления.
• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Цель артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
• способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;
• способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
• совершенствовать координацию движений;
• развивать память, внимание, мышления, концентрацию зрительного и слухового внимания;
• сформировать пространственную ориентировку, точность движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Цель динамической паузы:
Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Оборудование
Мультимедийное оборудование: Медио объекты: ЭОРы (электронные образовательные ресурсы) : игровая презентация на дифференциацию звуков [Ж], [З,З’].
Картинки с изображением жука и комара, картинки для игр «Один - много», «Какой, какая, какие?». Бумага, карандаши на каждого ребенка. Мяч.
Предварительная работа
Р/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, заучивание логоритмик, скороговорок.
Список использованной литературы
1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение 1991
2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007
3. Лопухина И. С. Логопедия 550. - Москва: Аквариум 1995
Организационный компонент:
Логопед : Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох).
- Вспомним наше правило:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Мотивация к деятельности.
Логопед : Ребята, посмотрите, на столе стоят две коробки. Какого цвета левая коробка? (желтая). А какого цвета правая коробка? (зеленая). Если вы хотите посмотреть, что находиться внутри коробок, надо отгадать загадки:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт (комар)
(открывается зеленая коробка, демонстрируется иллюстрация комара)
- Как звенит комар?
-Какой слышится звук?
Логопед : Слушаем вторую загадку, чтобы открыть желтую коробку:
Жужжит, звенит,
Усами водит грозно:
Пугает праведный народ –
А ну, покиньте огород,
Пока не слишком поздно!
Но нет испуганных вокруг,
Не страшен людям майский… (жук)
(открывается желтая коробка, демонстрируется иллюстрация жука)
-Как жужжит жук?
-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Логопед : Давайте угостим комара и жука, чтобы они ни кого не ужалили и не пугали.
Упражнение на развитие речевого дыхания. «Накормим насекомых» (надо задуть шарик в воротца, на котором изображены насекомые)
Артикуляционная гимнастика с биоэргопластикой.
Логопед : А пока наши насекомые наслаждаются нашими угощениями, мы сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, что бы правильно произносить звуки [з] и [ж].
«Жук и комар» (улыбка – хоботок,
Жу-жу-жу, - Я тоже слон, - сказал комар,
я на веточке сижу, - Вам подтвердит любой цветок,
Я живу не тужу Что я имею хоботок!
и жужжу, жужжу, жужжу.
«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
«Чистим зубы»
Рот открою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
«Грибок»
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
«Лошадка»
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Логопед : Ребята, чем похожи эти звуки?
Сравнение артикуляции.
Дети: Звук [З] – согласный, бывает твердым и мягким.
Звук [Ж] – согласный, всегда твердый.
Логопед : Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], а потом звук [ж]. Сравним их.
а) сходство: эти звуки согласные
б) различия: место образования
[з] – кончик языка за нижними зубами
[ж] – язык в верхнем положении
в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя. При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.
Логопед : Наши насекомые отведали наше угощение, стали добрыми и хотят проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете ли их.
Посмотрите на спинки ваших стульчиков, какое насекомое изображено?
Дети находят картинки на спинке стульчиков. (Жуки и комарики.)
Логопед : У нас получилось две команды: команда «Комарики» и команда «Жучки». А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это смотрите?
Дети: Да!
Логопед : Но для соревнования необходимо жюри! Ваши предложения, кого выберем?
Дети предлагают варианты, логопед подводит их к выбору в жюри гостей, присутствующих в кабинете.
Логопед : Итак, жюри выбрано, можно начать наше соревнование.
За правильные ответы жюри будет давать жетоны. («жукам» – в желтую коробку, «комарам» – в зеленую)
Вот игровые задания, чтобы проверить, как вы умеете различать и произносить звуки [з] и [ж].
Игра «Хлопай - топай» на развитие фонематического слуха.
Логопед : Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з], а со звуком [ж] топни.
Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи, животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, закат, жасмин, гвоздики, зажим.
Гимнастика для глаз.
Логопед : Ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно – летать. Давайте проследим, как летает комар. А теперь, как летает жук.
Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком».
Логопед : Посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы, животные и явления. Команда «жуки» называет со звуком [ж], а команда «комары» со звуком [з]
Развивающее упражнение «Четвертый лишний»
Логопед : Посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?
1. Заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомое, а остальные животные)
2. Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные сладости (еда)
3. Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [ж], а в других картинках [з])
4. Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [з], а в других картинках [ж])
Упражнения для развития мелкой моторики. С мячиком су-джоку.
Логопед : А теперь пришла пора размять пальчики, нам, друзья!
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу
Очень с розами дружу». (повторить 2 раза)
Игра «Один - много». (с картинками)
Логопед : А теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду называть один предмет, а вы должны назвать много.
Один зеленый жук – много зеленых жуков
Один желтый зонт – много желтых зонтов
Один ржавый замок – много ржавых замков
Один оранжевый жираф – много оранжевых жирафов
Один золотой зажим – много золотых зажимов
Одни зеленые ножницы – много зеленых ножниц
Одна желтая гроза – много желтых гроз
Одно заветное желание – много заветных желаний
Логопед : Часть заданий вы успешно выполнили, можно немного отдохнуть.
Динамическая пауза
На зеленой на лужайке наклоны головой
Забияки жили зайки, руки приставить к голове «ушки»
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата. поочередное поднимание/опускание плеч
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки, руки вверх, наклоны туловища влево/вправо
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться. руки на пояс, шаги
Развивающее упражнение «Какой, какая, какие?» с использованием картинок на интерактивной доске.
Ремень из кожи, какой? - кожаный ремень
Утенок из резины, какой? – резиновый утенок
Куртка из замши, какая? – замшевая куртка
Корона из золота, какая? – золотая корона
Пакет из бумаги, какой? – бумажный пакет
Ведро из железа, какое? – железное ведро
Днем сильный мороз, день какой? – морозный день
Магазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин
Игра «Я и мы» с мячом
Образец. Я закажу, и мы закажем
Я замажу, и мы… (замажем).
Я закружу, и мы… (закружим).
Я задержу, и мы… (задержим).
Я забегу, и мы… (забежим).
Я зажму, и мы… (зажмём).
Я заряжаю, и мы… (заряжаем).
Я зажимаю, и мы… (зажимаем).
Я заезжаю, и мы… (заезжаем).
Игровое упражнение "Путаница"
Логопед : Жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать предложения, а вы должны меня исправить.
Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.
Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.
Логопед : Посмотрите на жука и комара, мне кажется, что они очень довольны, ведь вы правильно выполнили все их задания. Уважаемое жюри, как справились наши команды?
Пока жюри подводит итоги, давайте с вами вспомним, какие задание мы выполняли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Проводится рефлексия занятия.
Рефлексия. На столе лежат листы бумаги с изображением лица без глаз и рта.
Логопед :
Нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.
Такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.
Такой величины рот, насколько вы болтал не по делу.
Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает участников. (раскрасками)
Пароль на выходе.
Логопед : Перед выходом, не забудьте попрощаться с нашими гостями, а так же с жуком и комаром. Положите картинку со звуком [з] в зеленую коробку, со звуком [ж] в желтую коробку и идите в группу.