Марина Староверова
Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [л]-[р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: дифференцировать звуки [л]- [р] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно- образовательные цели:
- уточнить артикуляцию звуков [л], [р];
- закреплять правильное произношение звуков [л], [р];
- учить различать эти звуки на слух;
- совершенствовать навык словообразования;
Публикация «Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе на тему „Дифференциация звуков [л]-[р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять в использовании в речи приставочных глаголов.
Коррекционно- развивающие цели :
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память, мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные цели:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимоуважения, самостоятельности.
Оборудование: подвески для дых. упражнений, картинки для артикуляционной гимнастики, буквы Р, Л и набор картинок к ним, картинки мальчика и девочки, схема для заучивания стихотворения, таблицы «Магазин игрушек», карточки с индивидуальным заданием, карандаши, предметные картинки со звуками Л, Р в названиях.
ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
Орг. момент
- Сегодня у нас в гостях друзья Лана и Рома. Они очень любят играть и приглашают нас поиграть с ними.
- У каждого из них есть любимый звук. А какой, вы сейчас догадаетесь сами.
- Посмотрите на картинки и назовите, что здесь изображено.
(Луна, лайка….)
- Какой первый звук во всех названных словах? [л]
- Правильно, а теперь, посмотрите на эти картинки:
(Шар, топор,)
- На какой звук заканчиваются эти слова? [р] Правильно.
- Как вы думаете, кому из детей больше нравится звук [л]? (Лане) Почему?
- А кому нравится звук [р]? (Роме) Почему?
- Эти дети приготовили нам много интересных заданий со своими любимыми звуками Р, Л.
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
Основной этап
1. Развитие длительного речевого выдоха.
- Чтобы справиться со всеми заданиями, выполним дыхательную гимнастику.
Упражнения «Понюхай цветок», «Подуй на цветок».
2. Артикуляционная гимнастика (по картинкам).
- А сейчас потренируем язычок и выполним гимнастику.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами,
А своими язычками.
«Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Дятел»
«Пароход» : Быстро по реке плывет и гудит наш пароход (Ы-ы-ы).
«Самолет» : Приготовился на взлет, загудел наш самолет (Л-л-л).
3. Уточнение артикуляционных укладов.
- Давайте вспомним, в каком положении находятся органы артикуляции при произнесении звука Л. (Губы в положении улыбки, кончик языка между зубами, зубы расположены близко друг к другу, воздух проходит по бокам языка).
- Теперь, вспомним, как правильно произносить звук Р. (Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит).
4. Работа на уровне слога.
Проговаривание слоговых цепочек.
- Послушайте внимательно слоговые цепочки и повторите точно так же.
РА-РА-ЛА-ЛА
РА-ЛА-РА-ЛА
РА-ЛА-ЛА-РА
Проговаривание чистоговорок.
- Лана и Рома любят проговаривать чистоговорки. Давайте научим их сочинять чистоговорки.
- У вас есть картинки, возьмите их. Я начну чистоговорку, а вы подберете нужную картинку и проговорите чистоговорку полностью.
АР-АР-АР – улетел воздушный шар
РИ-РИ-РИ – открывайте двери
УЛ-УЛ-УЛ – очень мягкий стул …
- Молодцы ребята.
5. Работа на уровне слова.
Игра «Собери букву».
- Давайте поиграем. Соберем Ланину и Ромину буквы. Четко назовите картинки, которые вы видите на этих буквах.
- Молодцы.
Игра «Разбери игрушки».
- Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои игрушки. Помогите ребятам разделить их. В игрушках Лады есть звук [л], а в игрушках Ромы есть звук [р].
Я буду показывать вам игрушки ребят, а вы определите, кому они принадлежат.
- Молодцы ребята. Вы очень помогли Лане и Роме.
6. Физкультминутка. (Согласование движения и речи.)
- А сейчас поиграем в любимую игру Ланы.
Плыла на лодке лайка.
У лайки – балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.
- Давайте выучим это стихотворение, а поможет нам вот такая схема. (Заучивание стихотворения по схеме.)
Игра «Подарок другу».
- Скоро у Ромы День рождения. Лана с мамой ходили в магазин игрушек. Лана выбрала подарок для друга. Отгадайте какой.
- Назовите игрушки на верхней полке, … на средней полке, …на нижней полке.
- Что выбрала Лана?
- Молодцы ребята. Вы очень внимательные.
Игра «Измени слово по образцу».
- Давайте покажем ребятам, как мы изменяем слова.
Светлый – светло
Горький - …горько
Сладкий - …сладко
Теплый - …тепло
Громкий – громко
Мокрый – мокро
Холодный – холодно
Ловкий – ловко
Короткий – коротко
- Вы хорошо справились с заданием.
7. Работа на уровне предложения.
Упражнение «Закончи предложение». (Использование приставочных глаголов)
- Рома любит машины. Он принес картинки и просит составить по ним предложения. Я начну предложение, а вы закончите его подходящим словом.
Машина по улице (что сделала) … проехала.
Машина через мост (что сделала) …переехала.
Машина к гаражу (что сделала) … подъехала.
Машина из гаража (что сделала) … выехала.
Машина вокруг гаража (что сделала) … объехала.
- Молодцы.
8. Составление рассказов по произвольно выбранным картинкам.
- Мы с вами уже пересказывали рассказы, составляли рассказы по сюжетным картинкам даже сочиняли сказки, а сейчас я предлагаю вам придумать свои рассказы по картинкам. Согласны?
- Выберите по 4 картинки, разложите их по порядку, в котором будете рассказывать, придумайте рассказ. Вспомните, как начинаются рассказы, как можно закончить рассказ.
(Дети рассказывают свои рассказы, делается анализ).
- Молодцы, ребята. Вы очень старались и у вас получились интересные истории. Думаю, что нашим гостям они понравились.
9. Индивидуальная работа по карточке.
- Возьмите листочки. На них нарисованы предметы. Раскрасьте синим карандашом кнопочки возле картинок, в названиях которых есть звук Л; желтым карандашом - кнопочки возле картинок, в названиях которых есть звук Р.
- Возле каких предметов синие кнопочки?
- А желтые?
- Молодцы! Вы хорошо справились со сложным заданием.
10. Итог занятия
- С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р]
- Вспомним по 2 слова, в которых есть звук [л] и звук [р].
- Вы подружились с этими звуками. Молодцы!