Наталия Хожаинова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Чудеса весеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудеса весеннего леса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Сказка» комбинированного вида муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.
Интегрированное занятие
по речевому развитию
по теме: «Чудеса весеннего леса»
Подготовила: Хожаинова Н. В.
г. Абдулино
Цель: обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Чудеса весеннего леса“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: Закреплять знания о признаках весны; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
Развивающие : Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
Работа над словарем: активизация словарного запаса понятиями «перелетные птицы», «дикие животные»
Методы и приемы руководства деятельностью детей:
- постановки целей и мотивация деятельностью детей: беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;
-активизация деятельности детей в процессе НОД: беседа, игровые упражнения, загадки;
- организация практической деятельности детей: выполнение заданий
- поддержание интереса у детей : наглядный материал, разнообразные формы организации НОД
- оценки и самооценки: анализ результатов деятельности.
Предварительная работа по образовательным областям:
Художественно- эстетическое развитие : рассматривание книг о весне, прослушивание песен «Весна - красна», «скворушка» ,слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т. д.).
Познавательное развитие : беседа «Идет весна», «Как животные готовятся к весне», рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы», Дид. игры «Назови детеныша», «Найди перелетную птицу», “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.
Социально – коммуникативное развитие : беседа «Как вести себя в лесу»
Физическое развитие : подвижные игры «Солнце, дождик, ветерок», пальчиковая гимнастика «Это зайчонок»
Речевое развитие : Беседы, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, отгадывание загадок о весне, разучивание подвижных игр, чистоговорок.
Работа с родителями: выставка рисунков «Весна в лесу»
Виды детской деятельности в НОД:
- познавательная,
-игровая;
- коммуникативная;
- чтение художественной литературы;
-двигательная;
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет самостоятельность в игре, общении.
Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной.
Использует речь для выражения мыслей и чувств.
Оборудование: проектор, пособие на развитие речевого дыхания “Подснежники”, шапочки-подснежники, игрушки: большой и маленький медведи, звукозапись “голоса птиц”, предметы для имитации звуков леса.
Ход занятия
1. Орг. момент
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.
Здравствуй, солнце золотое! ( показывает солнце: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены)
Здравствуй, небо голубое! ( показывает небо: руки поднимают вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (плавные движения руками над головой)
Здравствуй, маленький дубок! (соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны «крона дерева»)
Здравствуй, утро! (жест вправо)
Здравствуй, день! (жест влево)
Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны)
Посмотрите, ребята, как светло и радостно в нашей группе. Сегодня мы будем говорить об одном из самых удивительных времен года. А что это за время года, вы сейчас узнаете. (Немного звучит музыка, воспитатель читает стихотворение)
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Ответы детей
(стук и чириканье воробья)
В: Ребята, вы видели, как окну подлетел воробей, постучал и радостно, громко закричал. Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? Дети обнаруживают конверт. Воспитатель читает письмо.
В: Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль дорожка зовет.
Ребята, вы хотите отправиться в лес? На чем можно добраться до леса?
В: Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках (дети на бумажных облаках добираются до леса). Звучит песня «Облака – белогривые лошадки»
2. Основная часть Слайд (Весенний лес)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!
В: В какой лес мы с вами прилетели? (Мы прилетели в весенний лес)
В: Ребята, какой весенний лес? (красивый, сказочный, чудесный, волшебный.)
В: Дети, чувствуете, как легко дышится в весеннем лесу. Вздохните глубоко и выдохните. Чувствуете, какой чистый воздух в весеннем лесу. Природа просыпается после зимнего сна.
В: Вот так чудо, я вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнышко.)
В: Какое солнышко весной? (Яркое, теплое, ласковое, лучистое)
В: Что делает солнышко? (Светит, припекает, греет.)
В: Ребята, поиграем с солнышком нашими глазками (дети становятся в круг вместе с воспитателем)
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,- (смотрим на ладошку)
Прыгни в ладошку.
Солнечный мой заинька. -
Маленький, как крошка (ставит на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать (следить взглядом за движением пальца)
Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает (широко раскрыть глаза)
Пока мы летели на облаках я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?
Игра «Назови ласково»
В: Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.
Капля- капелька, туча- тучка, солнце- солнышко, ручей- ручеек. Цветок- цветочек, ветка- веточка, лист- листочек, луч- лучик, облако- облачко, ветер- ветерок.
В: Молодцы, мне очень понравилось с вами играть.
В: Засияло солнышко, одарило землю теплом. А что же стало со снегом?
Ответы детей: снег стал таять.
Каким стал снег? (грязный, серый, рыхлый, мокрый)
В: Во что превратился снег?
Д: Снег превратился в воду.
В: Солнце светит, ручейки бегут. Ребята, посмотрите какой ручеек, послушайте, как поет ручеек. (Видео журчащего ручейка)
В: Ребята, какой ручеек? (быстрый, голубой, звонкий, прозрачный, холодный, журчащий)
В: Ребята, почему говорят, что ручей «бежит»? У ручейка, что есть ноги? Почему же про него говорят, что он бежит?
Д: Ручеек – это водичка. А вода не стоит на месте.
В: Ребята, я знаю вы очень любите играть с ручейками. Поиграем?
Игра «Перепрыгни через ручеек» (под журчание ручейка дети перепрыгивают через ручеек - полоску ткани). Какие вы смелые и ловкие. Ножки никто не промочил?
В: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного. (Натыкается на снежный холмик.) А это что за чудо?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.
Чистоговорка “Весна пришла”
Ла-ла– ла к на весна пришла.
Ло-ло-ло в лесу тепло.
Пель-пель-пель– капает капель.
Ля-ля-ля расцветай, земля!
Леть-леть-леть просыпайся, медведь! Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони.
Делают “фонарики”.
Топают ногами.
(слайд Медведица и медвежонок)
В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой.
Игра “У кого кто”
В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. (Слайды животных и их детенышей) .Назовите, у кого кто появился. (У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата. У ежихи ежата.)
Звучит звукозапись “голоса птиц”.
В: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (Потому что они осенью улетают в теплые края.) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая. Это грачи. (Слайд грачи). Они прилетают раньше всех. Прилетают птицы и начинают вить гнезда, выводить птенцов. Посмотрите ребята, птичье гнездо. Ой, посмотрите здесь маленький птенец, он наверное выпал из гнезда? Что же нам делать?
Д: Надо вернуть его обратно.
Психогимнастика «Согреем птенца». (С музыкальным сопровождением)
Ребята, представьте, что вы – птицы. В ваших руках-крыльях маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Развитие речевого дыхания “Подснежники”
В: Сейчас мы с вами выйдем на солнечную поляну. А раз она солнечная, то снег на ней тает как? (Быстро.) И появляются? (Проталины.) А на проталинах появляются первые цветы? (Подснежники) Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются? (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)
В: Вот полянка и проталины на ней, а где же подснежники? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют.)
В: Сколько подснежников появилось на солнечной полянке? (Дети считают подснежники.)
3. Коллективная аппликация «Подснежник» (произведения П. И. Чайковского «Подснежник»)
В: Люди воспевали – эти красивые цветы в музыке, писали замечательные стихи, художники рисовали подснежники. Давайте и мы подарим весне свои замечательные подснежники.
У нас на столах лежит полянка с проталинками. Длинная тонкая бумага зеленого цвета – стебелек, стрелки – листья, а вот это цветочки подснежника. На проталинку мы наклеиваем стебелек, к стебельку цветочек, а затем к стебельку листик. Вот и у нас получилась полянка с замечательными подснежниками. Мы с вами поработали немного и устали, а теперь отдохнем и поиграем.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.
В: Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
В: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.
4. Рефлексия
В: Где, мы, с вами побывали? (В весеннем лесу.) Какие чудеса видели в лесу? (В лесу распустились подснежники. Медведь проснулся. У диких животных появились детеныши. Прилетели птицы.)
Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, которое подходит к вашему настроению.
В: Ребята, а у нас с вами для наших гостей тоже есть подарки целая корзина самодельных подснежников. Давайте мы их подарим нашим гостям в память о нашей встрече о весне (дети дарят цветы) «Клип весеннее созвучие»
В: Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад.
Дети прощаются с лесом, затем берутся за руки и “уходят из леса”, двигаясь за воспитателем змейкой.