Тараканова Людмила Вячеславовна
Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Как Незнайка осень искал»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно- исследовательской деятельности.
Развитие речи».
Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы по теме : «Как Незнайка осень искал».
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы „Как Незнайка осень искал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятельности людей; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать лексико – грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе; образование качественных прилагательных; образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; согласование существительных с прилагательными;
- расширять глагольную лексику;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- закреплять умение работать с печатным текстом.
- расширять кругозор.
Развивающие:
Развивать:
-умения слушания, слушания- говорения; речевой слух, силу голоса и речевого дыхания; просодические компоненты речи; умения координацию движений с речью; общую, мелкую и артикуляционную моторику, тактильные ощущения рук;
- образный строй речи, связную и диалогическую речь, коммуникативные навыки у детей;
- навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;
-познавательную сферу дошкольников, их психическое развитие, нормализацию произносительной стороны речи;
- мимику, жестикуляцию;
- совершенствовать обоняние;
- просодические компоненты речи;
- закреплять знание зрительной символики;
-эстетический вкус, умение видеть и ценить красоту;
- творческие способности детей.
- умение работать с печатным текстом.
Воспитательные: Воспитывать чувство симпатии, бережное отношениек родной природе; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, народным традициям; вежливость, трудолюбие; аккуратность.
Создать атмосферу комфорта и радости
Предварительная работа.
Экскурсия в парк: наблюдение за сезонными изменениями в природе, листопадом; сбор осенних листьев для гербария, плодов деревьев для творческих поделок из природного материала и коррекционных упражнений, составление осенних букетов Заполнение календаря погоды условными обозначениями.
Выставка совместных работ детей и родителейиз природного материала и Выставка информативно-иллюстративного материала по темам «Осень», «Перелетные и зимующие птицы», «Как звери к зиме готовятся».
Изготовление «Цветка-годовика», оформление гербария из осенних листьев.
Чтение и разучивание стихов, песен об осени. Вечер «Загадок» (о плодах, семенах растений).
Просмотры видеофильма «Осень в лесу», просмотр слайд- шоу «С какой ветки детки?», «Приметы осени»; мультфильма по сказке С. Михалкова «Три поросенка», чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка»; просмотр презентации «Календарь погоды» (знакомство со зрительными символами природных явлений осенью : схематичные изображения деревьев в ветреную, безветренную погоду; облака, облака с дождем; солнце; стрелки красного и синего цвета длинная, средняя, короткая с направлением вверх и вниз (отражение температуры воздуха). Изображения осеннего пейзажа, соответствующего схеме.
Знакомство с русскими народными пословицами по теме «Осень».
Разучивание народных календарных игр «Пастух и стадо», «Каравай». «Платок».
Дидактические игры «Когда это бывает?», «С какого дерева листок», «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Укрась шнуровкой календарь погоды», «Отгадай, что у куклы в кубышке» (семена подсолнечника, тыквы, льна, огурцов, злаковых, бобовых растений, плодов рябины, боярышника, шиповника, желуди. каштаны, шишки); «Отгадай, что спрятано в песке», «Назови, что находится на песке» (плоды каштана, шишки, шиповника, фасоль, семечки тыквы, луковицы, чеснок, засушенные грибы, «Чудесный мешочек» (плоды и семена растений, муляжи овощей и фруктов).
Разучивание коррекционных упражнений с использованием природного материала.
Выполнение творческих работ (рисунки карандашами, красками; аппликации, коллажи, фрески с использованием природного материала; рисунки с использованием трафаретов листьев; рисунки песком и на пескепо теме «Осень»).
Виды деятельности детей :
- Познавательно- речевая;
- игровая;
- коммуникативная;
- двигательная;
- продуктивная.
Используемые на занятии технологии :
- здоровьесберегающая;
- личностно- ориентированная;
- игровая;
- проблемно- диалогическая;
- духовно- нравственного воспитания;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- ИКТ; ЭОРы.
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Музыкальное развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Словарная работа: листопад, хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, ветродуй, грязник, листобой, полузимник, «синичник», «ледовый кузнец», гербарий.
Используемые медиа-объекты: аудиозапись концерта П. И. Чайковского «Времена года. Осень», «Времена года. Осень. Ноябрь. На тройке»; Бетховен «Времена года. Осень»; ПК, флешка, телевизор, презентация «Краски осени».
Используемое оборудование: магнитная демонстрационная доска с магнитами, стулья для каждого ребенка; букет из осенних цветов и листьев в корзине; рабочие тетради «Здравствуй, мир!» часть3 с закладками, простые карандаши; гуашь ярких цветов, кисти для каждого цвета; осенние листья клена, приклеенные на картон А-4 разноцветный; влажные салфетки для каждого ребенка; шляпа в осеннем оформлении; листья на нитке для дыхательной гимнастики, шишки на каждого ребенка для массажа; конверт с карточками для игры; лукошко с яйцами от киндерсюрприза, наполненные измельчённым луком и чесноком; костюм Осени и Незнайки.
Оформление группы : искусственные осенние деревья, выставка поделок из природного материала, выставка рисунков на осеннюю тематику.
Ход занятия
Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». На экране телевизора заставка «Осенний пейзаж».
Дети входят в группу.
Педагог в костюме Осени встречает детей.
Педагог: Здравствуйте, дети! Давно я вас жду, проходите, устраивайтесь поудобнее намоем осеннем ковре. (дети садятся на ковер).
- Посмотрите, как красиво в моем осеннем лесу. (обращает внимание на макеты осенних деревьев, которыми оформлена центральная стена).
- Я принесла вам осенний букет из осенних листьев и цветов, чувствуете его необыкновенный аромат! (ставит корзину с букетом на пенёк).
Организационный момент.
- Здесь под сосенкой какое- то письмо! «Ребятам от Знайки из Солнечного города». (открывает конверт, читает) :
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с моим другом Незнайкой
осенью будем у вас в гостях. Я приготовил для вас интересные задания, надеюсь, вы с ними справитесь! До встречи! Ваш Знайка».
Осень : Замечательно! Будем ждать гостей!
- Кто из вас знает стихи об осени? (1-2 ребенка читают стихи по желанию).
Звучит веселая музыка.
В группу входят Знайка и Незнайка (дети в костюмах персонажей; у Знайки в руках пособие «Здравствуй, мир!»).
Незнайка молча начинает ходить около деревьев, не замечая никого.
Знайка здоровается с детьми: Здравствуйте, друзья!
Осень : Незнайка, что ты потерял?
Незнайка : Осень ищу!
Знайка обращается к Незнайке : Отгадай мои загадки, а ребята тебе помогут!
Знайка загадывает загадки:
1. Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью)
2. Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот (осенью).
Осень : Ребята! Помогите Незнайке, скажите, что такое «осень» (время года).
- Скажите, какая бывает осень? Вся ли осень одинакова?
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.
Осень : Незнайка, а ты знаешь название осенних месяцев?
Незнайка : (пожимает плечами) Не знаю!
Осень : Ребята, помогите Незнайке, назовите осенние месяцы по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). Молодцы!
Незнайка, а ты знаешь приметы осени?
Незнайка : (пожимает плечами) Не знаю!
Осень : Ребята, помогите Незнайке, назовите приметы осени. (дети называют приметы). Не забывайте пальчик- «знайку» поднимать; отвечайте полными предложениями!
Осень : Знайка! А что ты можешь рассказать про осенние месяцы! Ты ведь много всего знаешь!
Знайка:-За сильные ветры сентябрь называют ревуном. Еще про сентябрь говорили, что он «птиц в дорогу собирает».
- Второй месяц (подскажите, как он называется…октябрь). В народе его называли ветродуй. Ещё его называли листодер, как вы думаете почему? (Он листья с деревьев срывает). Люди говорили о нем: грязник, мокрохвост.
Как вы думаете почему? (Дети дают свои варианты ответа).
- Ноябрь какой месяц осени? ( Дети: Последний, третий).
-В народе его называли полузимником, «ледовым кузнецом».
-Подумайте, почему и расскажите мне после ваших наблюдений в ноябре.
Осень : Знайка, а что это у тебя за книга?
Знайка: Я принёс ребятам тетрадь с заданиями! Хочу, чтобы они знали всё обо всем! (подает Осени).
Осень : Спасибо! Постараемся их выполнить! Друзья. Присоединяйтесь к ребятам! (Знайка и Незнайка садятся с детьми на ковёр)
Осень : (открывает тетрадь)
- Здесь игра «Добавлялки». Будьте внимательны!
- Осенью листья с деревьев….(опадают).
- Плоды на деревьях….(поспевают).
- Овощи и фрукты….(созревают).
-Люди урожай с полей (убирают).
-Насекомыеот холода….(прячутся).
-Птицы в теплые края (улетают).
-Дикие звери к зиме (готовятся).
Осень : Следующее задание Знайки:
Психогимнастика
-Покажите, как хмурится осеннее небо (дети хмурятся).
-Изобразите ясный осенний день (дети изображают мимикой лица погожий день).
- Покажите, как сильно раскачиваются от ветра ветки деревьев (дети руками показывают).
-Спойте песню осеннего ветра со звуком «И», следите за моей рукой! (Осень показывает, дети поют И-И-И с увеличение силы голоса и наоборот).
- Спойте песню сильного ветра со звуком «У». (Дети интонируют заданный звук У-У-У - следят за движением руки Осени : сверху- вниз и наоборот, усиливая или ослабевая силу голоса).
-Кто может назвать птиц, которые от нас улетают.
- Как мы их назовём всех вместе? (Перелетные птицы).
- Изобразите голосом крик журавлей, ласточек, малиновки, кукушки.
( Дети подражают голосам птиц: твинь- твинь; курлы- курлы; чив- чив, ку-ку).
Осень : Есть лукошко у меня, в нём- яйца от киндерсюрприза (берет лукошко и начинает раздавать детям)
- Яйца в руки надо взять!
Что внутри там, отгадать!
- Вдохните носом аромат и скажите, чем наполнено яйцо. (луком или чесноком).
Быстро яйца назад в лукошко сложите и на экран телевизора посмотрите!
Осень : Сейчас я вам покажу красавицу - Осень (слайд- шоу «Краски осени» : «Ранняя осень», «Поздняя осень» под муз. Чайковского П. И.).
- Читает стихотворение:
Кто сказал, что осень- грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
Желтые листочки в воздухе кружат
По стеклу дождинки весело стучат.
Кто сказал, что осень- грустная пора?
Сколько ярких красок дарит нам она
Осень : У меня есть чудесная осенняя шляпа! Давайте поиграем, становитесь все вместе в круг!
Игра «Шляпу передавай, со словом «осенний» слова называй» (дети по кругу передают шляпу и согласовывают существительное с прилагательным).
Осень : Незнайка, ты теперь понял, что такое- осень?
Незнайка : Да! Это чудесное время года! Спасибо вам, ребята!
Осень : Молодцы, дети! А сейчас ещё одна моя осенняя игра моя!
- Раз, два, три! Повернись! В осенние листья превратись!
Динамическая пауза «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках м сидим.
Ветер дунул- полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Осень : - Раз, два, три! Повернись! Снова в деток превратись!
(Берет корзинку с сухими листьями на нитках, раздает детям)
- В руки мы возьмем листок
И устроим ветерок!
Дыхательная гимнастика «Ветер».
Осень : Вдох будете делать носом. А выдыхать через рот! Следите за движением моей руки! (поднимает руку вверх и
- Внимание! Вдохните!
- Выдохните (поднимает руку вверх и плавно опускает).
-Внимание! Вдохните!
- Выдохните (поднимает руку вверх и резко опускает).
--Внимание! Вдохните!
- Выдохните (поднимает руку вверх и отрывисто опускает).
- Молодцы! Возьмите себе листочек на память! Проходите за столы! (дети рассаживаются на места).
Осень : Возьмите в руки шишку. Это плод какого дерева? (сосны).Давайте поиграем! (Массаж пальцев и кистей рук шишкой).
(Все вместе) :
Шишку в руку я возьму
И в другую положу.
Ладонями шишку крепко помну,
Теперь покатаю и обниму.
Шишка колется немножко,
Мне массирует ладошки!
Осень : Отложите шишку и мой подарок на край стола!
- Откройте тетради по закладке.
-Найдите задание в левом верхнем углу. Рассмотрите картинку.
- Внимательно слушайте задание:
- Соедините листья деревьев и их плоды. (дети работают самостоятельно).
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед!
- Молодцы! Все задание выполнили правильно!
- Обменяйтесь тетрадями, закройте их и отложите их на край стола.
- Перед вами гербарий из листьев клена. Я предлагаю вам раскрасить листья клена. Рисовать сегодня вы будете пальчиками! (Напоминает о использовании влажных салфеток).
Дети украшают гербарий яркими красками под музыку Бетховена «Времена года. Осень».
-Осень : Какие красивые листья у вас получились, давайте их разместим на нашей выставке.
Итог:
Осень : Ну, что. Незнайка, ты теперь понял, что такое «осень?
Спасибо тебе, Знайка за интересные познавательные задания и рассказы. До новых встреч! (Герои уходят). Да и мне пора, уж зима близко. До следующей осени! А вам предлагаю вам поиграть с листьями, шишками и разместить веселые листья на выставке. Мы сделайте кормушки для птиц и в «Синичник» развесили их на деревьях своего участка. Скоро и праздник «Осенины», будем печь каравай, приглашать гостей на чай. (Осень прощается с ребятами и уходит).
Используемая литература
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» под науч. ред. О. В. Чиндиловой. -М. : Баласс, 2012.-
3. Здравствуй, мир! Методические рекомендации. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. М., «Баласс», 2009г. Программа Детский сад 2100».
4. Здравствуй, мир! Пособия для дошкольников, часть 3(5-6 лет)/ А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. –М. :Баласс, 2013 (Образовательная Программа «Детский сад 2100».
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. ,2008.