Таисья Ромицина
Конспект интегрированного занятия «Волшебная соль» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая группа
Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Волшебная соль“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
• Соль (крупного и мелкого помола).
• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
• Картинки по теме «Где и как добывают соль»
• Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.
• Разноцветная соль, баночки для декорирования.
• Чудесный мешочек
• Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
И друг другу улыбнемся
- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
1. Разминка:Игра «Наоборот»
Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный, голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий – холодный, выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать.
- Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
2. Беседа о соли:
Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:
- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там научный сотрудник
Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы.
- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок)
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Вывод: соль белая,крупная,мелкая; рассыпается,она сыпучая;состоит из маленьких кристаллов.
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
- Имеет ли соль запах?
- Какая соль на вкус?
- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль не имеет запаха,растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 3: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
(оно тонет)
А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?
(оно всплывает)
-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Вывод:Соль выступает как чистящее средство
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё, оказывается солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться
«НАША ПЛАНЕТА»
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе
Пальчиковая игра:
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Объяснение:
Воспитатель:
1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг простым карандашом.
2. На рисунок нанесите кисточкой клей.
3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (Протрите руки салфеткой)
4. Раскрасьте соль,прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
(Вспомните,ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нём обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша планета, какой её видят космонавты. Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом)
- Что делает краска с солью? (окрашивает)
- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка
5. Дождитесь полного высыхания
(Самостоятельная работа детей под музыку)
Пока, рисунок подсыхает:
Релаксация: «Солнечный зайчик»
- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на газету,положили рисунки на коврик СТОЛ?
- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?
(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным, сказочным.)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
(рисование солью).
Предложить детям встать в круг
- Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет свойства держать предмет, соль можно использовать как чистящее средство, солью можно рисовать.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение медалей).
(На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в которые насыпана цветная соль)
- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика.
- Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу. У нас есть емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть разноцветной соли, которую мы приготовили заранее.
-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.
-
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М. ,2006 г.
3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов вдетском саду» М., 2005 г.
5. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
6. Интернет :Екатерина Караханова проект «Волшебная соль».maam.ru/…isledovatelskii-proekt-volshebnaja-sol