Надежда Юрина
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Эта разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Тема: Эта разная осень
Программное содержание: Содействовать становлению субъективно – ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкальных, художественных, литературных образов и явлений природы;
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Эта разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивать творческое воображение, способность к самовыражению в движениях под музыку; эмоционально-чувственную отзывчивость на музыку, художественные и литературные произведения;
Формировать умение: слушать, видеть и понимать в произведениях искусства процесс развития музыкального, художественного и литературного образа;
Воспитывать субъективно-ценностное отношение к музыкальным композициям, коллективной деятельности; интерес, потребность в самовыражении средствами изобразительной деятельности;
Оборудование, наглядный материал:
• Фотографии, с осенними пейзажами различных периодов осени.
• Аудиозапись со звуками шума ветра, дождя; «Осенняя песня» П. И. Чайковского в фортепианном и оркестровом исполнении.
• Ароматизированная свеча;
• Репродукции И. И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь»
• Изобразительные материалы
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы любите сюрпризы? Тогда я приглашаю вас в осенний парк. Пусть нашими проводниками будут внимательные глаза и чуткое сердце, а вашими советчиками – душа и разум.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Воспитатель: Какими удивительными словами в своём стихотворении А. С. Пушкин изобразил осень. Постарайтесь назвать эти слова, с помощью которых поэт описал красоту осенней природы.
(Дети называют слова, характеризующие осень)
Воспитатель: Своё отношение к осени писатели, и поэты выражают по-разному. Они очень тонко и выразительно выделяют их при помощи многообразия слов, сравнений. И мы сейчас постараемся вспомнить стихотворения об осени других авторов. Кто желает прочесть?
(Дети читают стихи об осени.)
Воспитатель: А чтобы почувствовать и услышать голоса осени, я предлагаю вам закрыть глаза.
(Звучит шум ветра, звуки дождя, зажигается ароматическая свеча)
Воспитатель: Что вы почувствовали? (вой ветра, шум дождя, запах опавшей листвы, сырости, прохлады)
Воспитатель: Ребята, что это? Прислушайтесь?
(Слышится капающий звук и голос Росинки)
Росинка: Ой, куда это я попала?
Воспитатель: А ты кто?
Росинка: (Голос записан на аудиокассете) Я маленькая капелька воды из в-о-о-о-н с той тучки. Зовут меня Росинка. Я услышала, что вы говорили об осени. А что такое осень? Какая она бывает? Почему листья желтеют и опадают, а в лесу стало так тихо?
Воспитатель: Оставайся с нами, Росинка и ребята ответят на все твои вопросы. Самый первый вопрос Росинки – что такое осень? (время года) а какой бывает осень, нам помогут ответить вот эти иллюстрации. Ребята, выберите иллюстрации с изображением осени и постарайтесь определить, какая это осень.
(Дети находят картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени).
Воспитатель: Вспомним, какая бывает осень? Встаньте справа от меня те, кто нашёл изображение ранней осени, в центре – золотой, а слева – поздней.
(Дети перестраиваются)
Воспитатель: Каждый выражает своё отношение к осени по-разному. Писатели и поэты – через слово, художники – через картины, а композиторы, с помощью музыкальных звуков рассказывает об осени, о своих чувствах. Давайте присядем на парковые скамейки. Я предлагаю вам послушать осень в музыке.
Слушание музыки (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в фортепианном исполнении)
Воспитатель: Как вы думаете, о чём рассказывает эта прекрасная музыка? (о расставании с уходящим летом, о сожалении от увядающей природы). Какая музыка по характеру? (нежная, грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая) Давайте разберёмся, какие музыкальные краски использовал П. И. Чайковский в этой пьесе? Нежная мелодия льётся плавно, взлетая вверх (слушают мелодию первого такта) А из верхнего регистра она переходит в более низкий диапазон, привнося в музыку нотки грусти и печали. Потом характер мелодии меняется, как будто ветерок повеял своим свежим дыханием (Слушают мелодию 5-6 тактов). Сейчас мы с вами ещё раз вслушаемся в музыку «Осенней песни», теперь она прозвучит в оркестровом исполнении, а мы изобразим жестами, что происходит осенью в природе.
(«Осенняя песня» звучит в оркестровом исполнении, дети выполняют ритмопластическую миниатюру «Осень»)
Ритмопластическая миниатюра «Осень» (музыка П. И. Чайковского, движения И, Кириченко)
1-2 такты – отрывистые движения ладошками (капельки дождя)
2-4 такты – плавные движения рук сверху вниз перед грудью («струи дождя»)
5-6 такты – разводят ладони рук вправо – влево параллельно или в зеркальном отображении (Падают листья).
7-9 такты – скрестив ладони над головой, выполняют маховые движения кистями рук («улетают птицы»).
Росинка: Стало как – то очень грустно.
Воспитатель: Грусть и печаль нам навеяла музыка Чайковского. А вот композитор Елена Александровна Девочкина на слова Якушиной в песне «Осень - грустная пора?» совсем по-другому раскрыла образ осени. Вспомните эту песню (исполняется аккомпанемент припева). Каков характер этой музыки (радостный, забавный, весёлый). Сейчас мы с вами споём эту песню, передавая своим пением радостное, светлое звучание. Как будто солнце выглянуло из осенних туч и засветило совсем не по-осеннему – тепло и ярко.
Пение песни
Капелька: Как здорово! Можно изобразить осень словами, стихами, а можно музыкой и песней. А с помощью чего могут рассказать о ней художники? (красками, цветом)
Воспитатель: Да, они берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. (Дети подходят к картинам) Мы с вами уже рассматривали этот пейзаж, кто из вас расскажет о нём? Какое настроение возникает у вас, глядя на него? (радостное, праздничное) Правильно, здесь преобладают светлые тона, золотая листва берёзок освещена ярким солнечным светом, небо голубое, безоблачное. А какие краски использовал художник для написания картины? Как можно ещё назвать эти цвета?
А теперь посмотрим на картину И. И. Левитана «Октябрь» кто расскажет об этой картине? Сохранилось ли у вас праздничное настроение, глядя на этот пейзаж? А какое возникло (грустное, тоскливое, печальное) Вы догадались какая это осень? (поздняя)
Капелька: Ой, как интересно, сколько нового я узнала об осени. И мне так хочется рассказать о ней своим подружкам. Мне очень хочется показать им, какая разная бывает осень.
Воспитатель: Капелька, давай попросим наших детей нарисовать картины об осени.
Художественно – творческая деятельность.
Воспитатель: Молодцы, мои маленькие художники. Какие красивые осенние пейзажи у вас получились.
Анализ детских работ: Дети рассказывают о своей работе: придумывают короткие эмоционально – окрашенные рассказы, читают стихотворения. После занятия работы оформляются в рамки и организовывается выставка: «Эта разная осень»