Марина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы «В гостях у Хомки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у Хомки»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы.
Автор: Попова Марина Юрьевна, учитель-логопед, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребёнка - детский сад N 51 г. Ленинс-Кузнецкий, Кемеровская область.
Цель – закрепление и автоматизация правильного произношения звука «Х» в словах, фразах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы „В гостях у Хомки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Задачи:
-Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку, используя мнемотаблицу;
-Закрепить правильное произношение звука «Х»;
-Развивать фонематический слух, умение отчётливо произносить слова с этим звукам;
-Учить определять положение звука в слове (в начале, в середине и в конце);
-Развивать речевое внимание, слуховую память;
-Развивать голосовой аппарат (произнесение поговорки с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом); в различном темпе (умеренно, быстро, медленно);
-Отрабатывать интонационную выразительность речи;
-Учить согласовывать существительные с числительными.
-Воспитывать гуманные чувства, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи, умение понимать юмор ситуации.
Предшествующая работа: детям дано представление о жанровых особенностях рассказа и сказки (в рассказе говорится о том, что случилось в жизни, нет чудес и сказочных выражений); дано понятие слов - Холм (возвышенность, Африка (жаркая страна; определено местоположение на глобусе – «Модели Земли».
Материал: «Хатка» Хомяка; цветовые символы звуков; «Птичка» для определения позиций звука; мнемотаблица; картинки (художник, хоккеисты, кухня, петух, подсолнух, хомяк, муха, хлеб); сказка Г. Юдиной «Хомяк – хвастун»; клетка с живым хомяком.
Ход занятия
1. Оргмомент: Словесная игра «Посыл добра»
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и мысленно попросить прощение у тех, кого сегодня нечаянно огорчили, обидели. Послать «Лучик Добра» тем детям, которые сегодня не смогли прийти в детский сад, заболели, а также самым близким и родным вам людям. Пошлем, друг другу улыбки, для того, чтобы хорошее настроение сохранилось у нас как можно дольше.
2. Игровой приё м: «Чудеса, скорей свершайтесь, дети в звуки превращайтесь»
Воспитатель шепчет на ушко детям, «превращает» их в звуки (5 детям)
«Х» «О» «М» «К» «А», далее (5детям) предлагается поймать эти звуки и «прочитать» слово.
- Какое слово получилось? (Слово ХОМКА).
- Какой первый звук в слове ХОМКА? (Звук Х).
- Какой это звук? (Согласный, твердый).
- Сегодня мы будем произносить, слушать этот звук в словах, и даже пересказывать сказку, где встречаются слова со звукам «Х».
- Давайте с вами выложим слово ХОМКА цветовыми фишками.
- Сколько звуков в слове ХОМКА? (Какие гласные? Согласные)
- Поделите слово ХОМКА на слоги (ХОМ – КА)
*** Воспитатель обращает внимание детей на «хатку (Кто здесь может жить? Но хозяина, почему - то не видно? Мы с вами продолжим играть, а «хозяин хатки» может к нам и присоединится).
- А как вы думаете, сколько Хомяков может жить в одной хатке?
Словесная игра «1,2 – 5» (Счёт Хомяков и Хаток);
Словесная игра «Назови слова со звуком «Х»;
*** Посмотрите, Хомка приготовил для вас картинки (Дети берут по одной картинке, озвучивают слово, выборочно определяют позицию звука в слове – Художник, Кухня, Подсолнух).
Словесная игра «Прищепки» (Предлагается «развесить» слова с картинок на одном ребёнке, запомнить, где какое слово «прицепили», а затем слова «собрать», «снимая» в другой последовательности).
Физминутка «Хомка»
Хомка – хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встаёт Раз, два, три, четыре, пять!
Щёчки моёт, шейку трёт. Хомка хочет сильным стать.
*** Воспитатель: «Ребята, в этом стихотворении Хомка что делает? Какой он? (Трудолюбивый).
Предлагается детям послушать сказку Г. Юдина «Хомяк – хвастун»
Вопросы к детям:
- Чем отличается сказка от рассказа? (в рассказе говорится о том, что случилось в жизни, нет чудес и сказочных выражений).
- О ком говорится в этой сказке?
- Для чего собирались хомяки каждый вечер на холме?
- С каких слов начинал хомяк свои истории?
- Что случилось однажды? Где оказался наш герой?
- Какое событие произошло в Африке?
- Смешная эта сказка или печальная?
- Что вам показалось самым смешным в сказке?
- Как восхищались хомяки историей? (Давайте вместе с хомяками восхитимся – «Ух, ты!»)
- Почему сказку автор назвал «Хомяк – Хвастун»?
- А как по-другому можно назвать сказку?
- Как вы думаете, легко придумывать про то, чего никогда не видал? Чего не бывает?
***Мы с вами знаем поговорку, в которой говорится о хвастовстве:
«Хорошо хвалить, хихикать
Худо – хвастаться и хныкать»
(Произнесение громко, тихо, шёпотом; в различном темпе (умеренно, быстро, медленно).
***Послушайте сказку ещё раз, а потом её мы будем пересказывать (С использованием мнемотаблицы).
*** Для пересказа воспитатель вызывает троих детей. Предлагает им договориться, кто начинает, кто продолжит, кто закончит.
Заслушиваются один, два пересказа.
Словесная игра «Внимательный слушатель» (Детям предлагается набор слов из сказки со звуком «Х», необходимо определить на слух, какое слово не встречалось: хомяк, холод, хобот, хрюкает, верхушка, холодильник, хруст, хрю – хрю, холм).
3. Итог занятия :
- Хозяин «Хатки» так и не появился, как вы думаете, почему?
- Давайте с вами вспомним, в какие игры играли, что нового узнали? Чему научились?
- Чтобы вы хотели пожелать, посоветовать Хомке хорошего, доброго?
***Сюрпризный момент – появление клетки с живым хомяком.
Сказка Г. Юдина «Хомяк – хвастун»
Жил – был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, иду себе дальше, а снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: «Хрю – хрю! Хрю – хрю!». Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. «Ух, ты» - восхитились хомяки.