Наталья Певчева
Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука [Р] «Карлсон в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Денисова Наталья Анатольевна,
логопед
МАОУ ООШ с. Быков Отрог
Балаковский район, Саратовская область
Конспект индивидуального занятия по теме :
«Автоматизация звука [Р]»
Оборудование: Карлсон, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком (Р, мяч, палочки.
Программное содержание:
Задачи:
Публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука [Р] „Карлсон в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
План занятия :
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
4. Повторение чистоговорок.
5. Работа с предметными картинками:
а) «Назови слово и определи место звука»;
б) «Назови ласково»;
в) «Посчитай».
6. Физкультминутка.
7. Игра с мячом «Доскажи словечко».
8. Игра «Бывает, не бывает».
III. Подведение итогов.
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
Ребенок: Карлсон.
Логопед: Да, к нам в гости прилетел Карлсон. Он очень расстроен, его друг Малыш хорошо разговаривает, четко произносит звуки. А Карлсон еще не научился произносить звук (Р). Давай поможем нашему гостю. Ты же уже научился правильно выговаривать этот звук.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно правильно выполнять следующие упражнения:
- «Чашечка»- 5 сек.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем
«Качели» -5 сек.
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
«Грибок»- 5 сек.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка—
Шляпка
«Гармошка»-5 сек.
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
«Маляр»- 5 раз.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Проведём вперёд-назад—
Наш маляр работе рад!
«Вкусное варенье»- 5 раз.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
«Лошадка»- 5 раз.
Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.
2. Повторение артикуляции звука [Р] :
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
- Расскажи Карлсону о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
( Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
- Карлсон принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из палочек по образцу.
( Картинки: оранжевая морковь, красный помидор, серая ворона).
4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Карлсона произносить чистоговорки со звуком [Р].
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
ЫР-ЫР-ЫР-На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т. д.)
( Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) «Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие (назови ласково). Например: ракетка, розочка и т. д.
в) «Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты… пять ракет и т. д.).
-Молодец! А сейчас Карлсон предлагает немного отдохнуть.
6. Физкультминутка.
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. Прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д.
Возле берега червяк
Извивается - вот так,
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо.
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, И. п. – о. с. Хлопки перед грудью и за спиной.
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась. Ладони вместе, руки вперед (имитация движений рыбки)
7. Игра с мячом «Доскажи словечко».
Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру) :
«Вот слова со слогом «ра» : ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры» : ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»
8. Игра «Бывает, не бывает»
- И еще одна игра: послушай, правильно ли говорит Карлсон и исправь, если нужно ошибки.
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
III.Подведение итогов. - Сегодня ты очень хорошо прозанимался. Тебе понравилось занятие? Карлсону оно тоже понравилось, потому что научился четко и ясно произносить звук (Р, и поэтому он дарит тебе подарок.
Список использованных источников:
1. https://mylektsii.ru/1-23418.html
2. https://m.nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/03/17/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-na