Виктория Абашева
План-конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование умения чёткого и правильного произношения звука (с).
Задачи.
1. Расслабить мышцы шеи, лицевой и артикуляционной мускулатуры, вырабатывать умение удерживать язык в расслабленном состоянии.
2. Формировать длительную, направленную воздушную струю.
3. Формировать умения чёткого и правильного произношения звука (с) изолированно, в прямых слогах, в начале и середине слова.
4. Формировать умения слушать звук (с) в цепочках звуков, слогов, определять его наличие и место в слове.
Публикация «План-конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [с]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование. Кушетка, валик под голову, спирт, зеркало, зонды, свеча, предметные картинки, наклеенные на грани кубика, схемы для фонемного анализа, картинки для сравнения звука (с) с неречевыми звуками.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Цель: организовать ребёнка на работу, сообщить тему занятия.
-Тему сегодняшнего логопедического занятия тебе подскажет эта картинка (предъявляется картинка с изображением шарика, из которого выходит воздух). Скажи, что происходит на этой картинке.
-Шарик лопнул и из него выходит воздух.
-Какой звук слышится при этом?
-При этом слышится звук (с).
- И сегодня мы будем работать с этим звуком. Но вначале расслабимся и выполним зарядку для языка.
2. Расслабляющий массаж
Цель: понизить мышечный тонус языка, в шейной, лицевой и губной мускулатуре.
В положении на спине под шею ребёнка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях. Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребёнка в стороны, покачивает вперёд (3-5 раз). Расслабление оральной мускулатуры достигается лёгким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся в направлении от периферии к центру. Движения должны быть лёгкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
3. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.
- А сейчас проведём дыхательную гимнастику. Тебе нужно дуть на свечу так, чтобы пламя как можно дольше покачивалось, но не погасло (при этом следим за тем, чтобы ребёнок не надувал щёк).
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель: Выработать умение удерживать язык в нижнем положении в расслабленном состоянии, разработка боковых краёв.
Упражнения: «лопаточка», «иголочка», «чашечка», «трубочка», «горка». При этом обращаем внимание не только на принятие поз, но и на их удержание.
Параллельно подготавливаем базу для постановки звуков более позднего генеза: «парус», «грибок», «лошадки», «часики», «качельки».
5. Уточнение знаний о звуке (с).
Цель: уточнить артикуляционный уклад и характеристику звука (с).
- Теперь вспомним, в каком положении находятся губы и язык при произношении звука (с).
- При произношении звука (с) губы в улыбочке, а язык за нижними зубами.
- Какой должна быть воздушная струя»?
- Воздушная струя холодная.
Произносим звук (с).
- На что похож этот звук?
- Этот звук мы можем услышать, когда лопнет шарик и воздух свистит или когда насос качает воздух.
- Дай характеристику этого звука.
- Звук (с) согласный, парный, глухой, бывает твёрдый или мягкий.
- Какой буквой обозначается звук (с?
- Звук (с) обозначается буквой Эс.
- Чем отличается звук от буквы?
- Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
Прописываем строчку буквы Эс.
6. Изолированное произнесение звука.
Цель: закрепить правильное, чёткое, длительное произношение звука (с) в различной громкости.
Проводя пальцем по дорожке, произносим звук на одном выдохе. При этом громкость зависит от толщины дорожки (чем толще дорожка – тем громче произносим).
7. Работа со слогами.
Цель: закрепить правильное, чёткое произношение прямых слогов в заданном ритме и в различной громкости.
Логопед показывает слог и хлопками задаёт ритм, громкость и количество слогов, а ребёнок произносит.
8. Работа со словами.
Цели: закрепить правильное, чёткое произношение слов, содержащих звук (с) в начале и в середине слова; умение определять наличие звука в слове; составлять схему слов; отличать звук (с) от оппозиционных на слух.
Логопед подбрасывает кубик, на гранях которого изображены предметы (санки, сумка, лиса, весы, шишка, яйцо, со словами: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Если выпадает слово, содержащее звук (с, то ребёнок его произносит и выкладывает схему, если в слове звук (с) не содержится - хлопает в ладоши.
9. Произнесение чистоговорки.
Цель: закрепить произнесение звука в автоматизированной речи.
Са, са, са,
Укусила в нос оса.
Со, со, со,
Стал мой нос как колесо.
Сы, сы, сы,
Не боюсь я злой осы.
Су, су, су,
Я осу в руке несу.
10. Подведение итогов.