МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Марина Баум
Консультация для педагогов «Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФОП ДО, в ней определены Целевые ориентиры на этапе дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Работа по ознакомлению с профессиями обоснована и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на формирование у дошкольников положительного отношения к труду.

Согласно Постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской федерации» от 27 сентября 1996г. профориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Детский сад является важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Это не только расширяет важную осведомлённость об окружающем мире, но и формирует у них определённый элементарный опыт, способствует ранней профориентации.

Вопросам профориентации дошкольников, уделяли внимание учёные и педагоги, как прошлых лет, так и современности.

К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врождённое человеку стремление быть и жить.

Макаренко А. С. отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание;

Веракса Н. Е. и Комарова Т. С. рекомендует знакомить детей с видами труда в конкретной местности;

Бабаева Т. И. и Гигоберидзе А. Г. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Главной целью ранней профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Исходя из цели определяются следующие задачи:

обобщать и конкретизировать представления детей о разнообразии профессий;

формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

закреплять умения детей выражать в игровой форме и продуктивной деятельности свои впечатления;

стимулировать развитие познавательных, коммуникативных творческих способностей детей;

воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

Одним из условий для успешной работы по ранней профориентации является организованная предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда детского сада по ранней профориентации представлена:

Игровыми зонами такими как: «Парикмахер», «Кафе», «Строитель», «Кухня»

Материалами для сюжетно-ролевых игр (игровая мебель, атрибуты, костюмы продавца, доктора, пожарного, костюмы для театрализованной деятельности).

Дидактическими играми по ознакомлению с профессиями, изготовленными своими руками: «Варим компот», «Виды транспорта» и т. д. ;

Демонстрационными материалами по теме «Профессии».

Сюжетным уличным оборудованием.

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.

Поэтому деятельность наших педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно:

экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

кружковая деятельность «Путешествие в страну профессий»;

исследовательские проекты;

районная инновационная площадка «Формирование предпосылок финансовой культуры дошкольников»;

сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные игры;

занятия;

конкурсное движение.

Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, нами были организованы:

экскурсии в музей, в школу №3;

в библиотеку С. П. Мосияша, цветочный магазин;

экскурсия в точку роста школы №3

в культурно-досуговый центр (КДЦ);

в кабинет стоматолога;

на кухню детского сада;

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Педагоги с воспитанниками группы "Бабочки" совершили увлекательную экскурсию в отдел ЗАГС экскурсия в ЗАГС. Дети с большим интересом познакомились с историей записи актов гражданского состояния и узнали о том, как происходит регистрация рождения, брака и других важных событий в жизни человека.

Елена Петровна Юрк рассказала ребятам о значении этих документов, а также показала книги записей о рождении, где хранится информация о каждом ребенке, появившемся на свет. Воспитатели с ребятами побывали в хранилище этих книг и увидели книги, которым 100 лет.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка.

Встречи с людьми разных профессий отличаются эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют эмоциональный отклик в душах детей. Педагогами детского сада были организованы встречи:

врачом и фармацевтом;

с учителем начальной школы;

с поэтессой;

с работниками пожарной части;

с инспектором ГИБДД.

Кружковая деятельность «Путешествие в страну профессий»

На протяжении четырёх лет на базе детского сада функционирует кружок по ранней профориентации «Путешествие в мир профессий», руководителем которого является педагог-психолог Грам Мария Олеговна. Цель программы кружка: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть себя в различных видах деятельности и профессий.

На занятиях кружка воспитанники знакомятся с различными профессиями, их спецификой. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изучением определённой профессии. Ребята имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия, проводятся в разных формах: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.

Одним из направлений работы по ранней профориентации является конкурсное движение.

Участвуя в 2022 году в конкурсе по ранней профориентации среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Беби-Абилимпикс-22», наши ребята со свои наставником педагогом-психологом Грам Марией Олеговной заняли 3 место в компетенции «Поварское дело».

В 2023году впервые в Чистоозёрном районе на базе Чистоозёрной школы №2 прошёл районный конкурс «Беби Абилимпикс», в котором наши ребята со своим наставником Анучиной Ольгой Владимировной стали абсолютными победителями, набрав максимальное количество баллов.

В 2023 году воспитанницы подготовительной группы с наставником Рыбиной Татьяной Владимировной заняли 2 место в областном Чемпионате по ранней профориентацией дошкольников «Юный мастер» в компетенции «Флористика».

Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация исследовательских проектов ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования. Реализуя исследовательские проекты «Магия цвета», «Чудеса воздушного шарика» дети познакомились с учителями химии и физики. Посетили столярную мастерскую в рамках исследовательского проекта «Дерево-мой друг». В рамках реализации проекта: «Чудесные превращения, или что такое сыр» ребята группы "Бабочки" посетили молочный магазин. Рассмотрели всю молочную продукцию, имеющуюся в магазине, поговорили о пользе молочных продуктов.

На базе детского сада с 2021г. -по октябрь 2024г. на базе детского сада функционировала районная инновационная площадка «Формирование предпосылок финансовой культуры дошкольников» руководителями которой были учитель-логопед Яценко Наталья Владимировна и старший воспитатель Довыденко Юлия Анатольевна. В процессе реализации программы ребята знакомились с профессиями, связанными с денежной сферой жизни.

В рамках работы муниципальной инновационной площадки "Формирование финансовых предпосылок дошкольников" к ребятам подготовительной группы приходили:

Специалист Асмёткина Надежда Юрьевна и начальник бюджетного отдела Управления финансов и налоговой политики Чистоозерного района Яценко Вячеслав Виниоминович.

Надежда Юрьевна рассказала детям кем работает и чем занимается. Провела занятие на тему «Копим, сберегаем».

Вячеслав Вениаминович показал детям тематические мультфильмы и обсудил важные темы: "Зарабатывать деньги не просто", "Тратить деньги нужно с умом", "Полезно копить деньги", "Мошенники в интернете".

Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально-ориентированная игровая деятельность ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссёра, костюмера, декоратора, актёра.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Занятия по профориентации дошкольников сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Мы проводим профориентационную работу не только с дошкольниками, но и с родителями. Ежегодно в день дошкольного работника мы проводим День дублёра, когда родители воспитанников примеряют на себя роли работников детского сада.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту ещё ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Консультация «В мире профессий»Консультация «В мире профессий» Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 09:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Баум (УИ 1131474) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД