Марина Баум
Консультация для педагогов «Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФОП ДО, в ней определены Целевые ориентиры на этапе дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Работа по ознакомлению с профессиями обоснована и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на формирование у дошкольников положительного отношения к труду.
Согласно Постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской федерации» от 27 сентября 1996г. профориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Это не только расширяет важную осведомлённость об окружающем мире, но и формирует у них определённый элементарный опыт, способствует ранней профориентации.
Вопросам профориентации дошкольников, уделяли внимание учёные и педагоги, как прошлых лет, так и современности.
К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врождённое человеку стремление быть и жить.
Макаренко А. С. отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание;
Веракса Н. Е. и Комарова Т. С. рекомендует знакомить детей с видами труда в конкретной местности;
Бабаева Т. И. и Гигоберидзе А. Г. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Главной целью ранней профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Исходя из цели определяются следующие задачи:
обобщать и конкретизировать представления детей о разнообразии профессий;
формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
закреплять умения детей выражать в игровой форме и продуктивной деятельности свои впечатления;
стимулировать развитие познавательных, коммуникативных творческих способностей детей;
воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Одним из условий для успешной работы по ранней профориентации является организованная предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда детского сада по ранней профориентации представлена:
Игровыми зонами такими как: «Парикмахер», «Кафе», «Строитель», «Кухня»
Материалами для сюжетно-ролевых игр (игровая мебель, атрибуты, костюмы продавца, доктора, пожарного, костюмы для театрализованной деятельности).
Дидактическими играми по ознакомлению с профессиями, изготовленными своими руками: «Варим компот», «Виды транспорта» и т. д. ;
Демонстрационными материалами по теме «Профессии».
Сюжетным уличным оборудованием.
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.
Поэтому деятельность наших педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно:
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
кружковая деятельность «Путешествие в страну профессий»;
исследовательские проекты;
районная инновационная площадка «Формирование предпосылок финансовой культуры дошкольников»;
сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные игры;
занятия;
конкурсное движение.
Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, нами были организованы:
экскурсии в музей, в школу №3;
в библиотеку С. П. Мосияша, цветочный магазин;
экскурсия в точку роста школы №3
в культурно-досуговый центр (КДЦ);
в кабинет стоматолога;
на кухню детского сада;
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.
Педагоги с воспитанниками группы "Бабочки" совершили увлекательную экскурсию в отдел ЗАГС экскурсия в ЗАГС. Дети с большим интересом познакомились с историей записи актов гражданского состояния и узнали о том, как происходит регистрация рождения, брака и других важных событий в жизни человека.
Елена Петровна Юрк рассказала ребятам о значении этих документов, а также показала книги записей о рождении, где хранится информация о каждом ребенке, появившемся на свет. Воспитатели с ребятами побывали в хранилище этих книг и увидели книги, которым 100 лет.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка.
Встречи с людьми разных профессий отличаются эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют эмоциональный отклик в душах детей. Педагогами детского сада были организованы встречи:
врачом и фармацевтом;
с учителем начальной школы;
с поэтессой;
с работниками пожарной части;
с инспектором ГИБДД.
Кружковая деятельность «Путешествие в страну профессий»
На протяжении четырёх лет на базе детского сада функционирует кружок по ранней профориентации «Путешествие в мир профессий», руководителем которого является педагог-психолог Грам Мария Олеговна. Цель программы кружка: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть себя в различных видах деятельности и профессий.
На занятиях кружка воспитанники знакомятся с различными профессиями, их спецификой. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изучением определённой профессии. Ребята имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия, проводятся в разных формах: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.
Одним из направлений работы по ранней профориентации является конкурсное движение.
Участвуя в 2022 году в конкурсе по ранней профориентации среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Беби-Абилимпикс-22», наши ребята со свои наставником педагогом-психологом Грам Марией Олеговной заняли 3 место в компетенции «Поварское дело».
В 2023году впервые в Чистоозёрном районе на базе Чистоозёрной школы №2 прошёл районный конкурс «Беби Абилимпикс», в котором наши ребята со своим наставником Анучиной Ольгой Владимировной стали абсолютными победителями, набрав максимальное количество баллов.
В 2023 году воспитанницы подготовительной группы с наставником Рыбиной Татьяной Владимировной заняли 2 место в областном Чемпионате по ранней профориентацией дошкольников «Юный мастер» в компетенции «Флористика».
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация исследовательских проектов ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования. Реализуя исследовательские проекты «Магия цвета», «Чудеса воздушного шарика» дети познакомились с учителями химии и физики. Посетили столярную мастерскую в рамках исследовательского проекта «Дерево-мой друг». В рамках реализации проекта: «Чудесные превращения, или что такое сыр» ребята группы "Бабочки" посетили молочный магазин. Рассмотрели всю молочную продукцию, имеющуюся в магазине, поговорили о пользе молочных продуктов.
На базе детского сада с 2021г. -по октябрь 2024г. на базе детского сада функционировала районная инновационная площадка «Формирование предпосылок финансовой культуры дошкольников» руководителями которой были учитель-логопед Яценко Наталья Владимировна и старший воспитатель Довыденко Юлия Анатольевна. В процессе реализации программы ребята знакомились с профессиями, связанными с денежной сферой жизни.
В рамках работы муниципальной инновационной площадки "Формирование финансовых предпосылок дошкольников" к ребятам подготовительной группы приходили:
Специалист Асмёткина Надежда Юрьевна и начальник бюджетного отдела Управления финансов и налоговой политики Чистоозерного района Яценко Вячеслав Виниоминович.
Надежда Юрьевна рассказала детям кем работает и чем занимается. Провела занятие на тему «Копим, сберегаем».
Вячеслав Вениаминович показал детям тематические мультфильмы и обсудил важные темы: "Зарабатывать деньги не просто", "Тратить деньги нужно с умом", "Полезно копить деньги", "Мошенники в интернете".
Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально-ориентированная игровая деятельность ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссёра, костюмера, декоратора, актёра.
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
Занятия по профориентации дошкольников сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Мы проводим профориентационную работу не только с дошкольниками, но и с родителями. Ежегодно в день дошкольного работника мы проводим День дублёра, когда родители воспитанников примеряют на себя роли работников детского сада.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту ещё ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.