Инна Дзуцева
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Владикавказ 2019г.
Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р].
Составила: Дзуцева Инна Альбертовна
Учитель-логопед МБДОУ № 175
Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р].
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.
Задачи:
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Коррекционно-образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: зеркало; атрибуты для дыхательной гимнастики; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица (дом); карточка со звуками; предметные картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Настраиваемся на занятие.
II. Комплекс гимнастик:
Дыхательная гимнастика.
«Загнать мяч в ворота», вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
«Зажечь свечу – дать ребенку потушить».
«Подуть на вертушку», следить за силой и длительностью выдоха.
Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
а) Статические упражнения:
1. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
2. «Построили заборчик» (чередуем до 5 раз).
3. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
б) Динамические упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р] :
1. Лошадка
Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.
2. Грибочек
Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.
3. Гармошка
Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя. В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.
4. Маляр
Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.
5. Барабанщик
Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки : “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.
- Молодец.
III. Сообщение темы занятия.
А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”. – РРРРРРРРРРРРРР
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
а) Игра “Отгадай – ка”
Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз)
Злая, как волчица,
Жжется как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
б) Назови слова, в которых звук [Р] стоит :
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке», находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам».
IV. Задание на развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
Если услышишь звук [Р] среди других звуков, хлопни в ладоши:
Логопед произносит звуки.
- А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.
V. Игра «Собери слово»
Ребенку надо к предложенным слогам добавить слог -РА и назвать получившиеся новые слова.
ГО-, ЖА-, НО-, РА (ГОРА, НОРА, ЖАРА).
VI. Физминутка.
Заводил шофер мотор - ( круговые движения руками: дррр)
Нажимал он на стартер - ( Имитация нажатия ногой на педаль: дррр)
Крепко руль в руке держал - (имитация поворота руля)
Грузовик и побежал - (Имитация езды на машине)
VII. Автоматизация звука [Р] в словах.
а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Логопед: нам надо большие предметы превратить в маленькие. Большое ведро, а маленькое … ведёрко;
Ребенок образует существительные при этом четко проговаривает слова выделяя звук [р].
помидор – помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка, коробка – коробочка, роза – розочка.
б) Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим, разинув (рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет (нора).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий (кот).
VIII. Автоматизация звука [Р] в предложениях :
Закрепление произношения звука [Р] в предложениях. Игра «Найди ошибку».
- Мусор убирает Рому. (Рома убирает мусор.)
- Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге.)
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
- Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)
IX. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
- «Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
- Выложи букву Р, используя разноцветные камушки.
X. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания.