Нина Сенькив
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация [С] и [Ш]» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление и дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах.
Задачи
Речевые:
• развитие умения дифференцировать звуки [С] и [Ш] в слогах и словах;
• актуализация представлений об артикуляции во время произнесения звуков [С] и [Ш];
• развитие фонематического представления;
• работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с числительными, образование множественного числа существительных).
Неречевые: развитие ручного и пальчикового праксиса, развитие оптических представлений.
Педагогические: развитие умения слушать и выполнять инструкцию.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Дифференциация [С] и [Ш]“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Оборудование: счётные палочки для выкладывания букв «С» и «Ш», «домик» с картинками на звуки [С] и [Ш], дорожки для развития мелкой моторики, пособия Бобылевой З. Т. «Игры с парными карточками на звуки [С] и [Ш]», карточки для работы над фонематическим представлением, макет футбольных ворот для работы над развитием плавного дыхания.
Ход индивидуального занятия.
Здравствуй, Дима! Я приготовила для тебя небольшую задачку. Посмотри, какую я букву выложила на столе из счётных палочек? (Буква «С»). Правильно. А теперь преврати её в букву «Ш», добавив только одну палочку. (Ребёнок разворачивает «С» и добавляет по центру одну палочку). Молодец! А какие звуки отображают буквы «С» и «Ш»? ([С] и [Ш]) Правильно! А ты помнишь, чем буквы отличаются от звуков? (звуки мы слышим и говорим, а буквы читаем и пишем). Да, именно так, и сегодняшнее занятие мы посвятим звукам [С] и [Ш].
Давай вспомним, чем отличается артикуляция, когда мы произносим звуки [С] и [Ш]. Где находится язычок, когда мы говорим звук [С]? (за нижними зубами) А что делают наши губы? (улыбаются) А какую струю воздуха мы чувствуем? (холодную) Где находится язычок, когда мы говорим звук [Ш]? (за верхними зубами) Язык находится в виде чашечки. А что делают наши губы? (губы в трубочке) А какую струю воздуха мы чувствуем? (тёплую)
Звук [С] у нас любит свистеть СССС, как будто сдувают надутый шарик. Давай представим, что мы с тобой два шарика, наберём побольше воздуха и будем сдуваться, произнося СССС. А звук [Ш] у нас любит шуршать, как падающие осенние листочки. Давай изобразим осенний листопад, громко произнося ШШШШ (следим за положением губ и языка). И теперь я буду говорить «шарик» и «листья», а ты будешь повторять СССС и ШШШШ, будь очень внимательным, я постараюсь тебя запутать. ШАРИК-ЛИСТЬЯ-ЛИСТЬЯ-ШАРИК-ЛИСТЬЯ-ШАРИК-ШАРИК (произносит задание учитель-логопед, ребёнок выполняет).
А теперь я буду говорить слоги, а ты будешь за мной повторять.
Прямые: СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, ША-СА, ШО-СО, ШУ-СУ.
Обратные: АС-АШ, ОС-ОШ, УС-УШ, ЕС-ЕШ, ЁС-ЁШ, ЮС-ЮШ.
Интервокальные: АСА-АША, УСА-УША, ОСА-ОША, ЫСА-ЫША.
Со стечением: АСТ-АШТ, УСТ-УШТ, ИСТ-ИШТ, АСК-АШК, УЧК-УШК, ИСК-ИШК, ЁСТ-ЁШК, ОСТ-ОШТ, АСТ-АШТ, УСТ-УШТ, ИСТ-ИШТ, ЁСК-ЁШК, ОСК-ОШК, АСК-АШК, УСК-УШК, ИСК-ИШК.
Посмотри, как ты думаешь, что это такое? (футбольные ворота) Да, это футбольные ворота. А если посмотреть на них сверху, то на какую букву они похожи? (на букву «С») Точно. Мы сейчас будем играть с тобой в футбол, забивать мяч в ворота. Давай сядем поудобнее и будем медленно дуть, чтобы мяч оказался в воротах.
А теперь следующее задание. Посмотри на этот домик. Как ты думаешь, слова с каким звуком живут в этом домике? (со звуком [Ш]) Ночью в домике случился переполох. Ты знаешь, что такое переполох? (нет) Переполох – это неожиданная тревога, паника, волнение. Например, во время пожара все бегают и кричат. И все звуки перепутались, давай найдём с тобой на каждом этаже домика одну лишнюю картинку, уберём её из домика и поселим на её место правильную (ребёнок выполняет).
А теперь давай немножко подвигаем нашими пальчиками. Звуки [С] и [Ш] любят бегать по дорожке. Только звук [С] скачет, а звук [Ш] шагает. Сначала ты будешь скакать пальчиками по одной дорожке и говорить на каждый шаг «СКОК-СКОК», а обратно будешь шагать по другой дорожке, говорить на каждый шаг «ШАГ-ШАГ» (ребёнок выполняет).
Ну, вот наши пальчики немного побегали. А теперь давай поиграем в игру «У кого больше?» Я говорю тебе «у меня один мешок», а ты мне хвастаешься «а у меня два мешка» (при выполнении задания используются пособия З. Т. Бобылёвой, сначала на звук [С], затем на звук [Ш].
Вот мы с тобой немного поиграли со звуками. А в конце давай подарим им подарки. Вот тут немного подарков для звуков, только я перепутала карточки, давай разложим их на две стопки, для каждого звука. Называй слова вслух и решай, кому и что ты подаришь (следить, чтобы правильно произносил вслух).
Вот и закончилось наше занятие. Мне очень понравилось, как ты старался и занимался. Давай вспомним, с какими звуками мы сегодня играли? Какие звуки мы учились различать и правильно произносить?