Елена Ильина
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные задачи:
1. Обогащение представлений детей по теме «Космос».
2. Формирование навыка работы по алгоритму
Коррекционно-развивающие задачи:
3. Закрепление основных артикуляционных укладов звуков [л - р].
4. Совершенствование фонематического слуха.
5. Дифференциация звуков на слух (в изолированном положении, слогах,
словах.
6. Дифференциация звуков [л - р] на уровне слогов, слов, предложений в различных речевых ситуациях.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы „Дифференциация звуков [л]-[р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
7. Активизация словаря: летательный аппарат, путешественник, космонавты, закладка.
8. Образование сложного слова «луноход».
9. Координация речи с движениями пальцев.
10. Развитие воображения, креативного мышления.
11. Выполнение движений, избегая зеркальности.
12. Выработка самоконтроля.
13. Предупреждение вторичных нарушений.
Воспитательные задачи:
1. Развитие волевых процессов.
2. Формирование умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам.
Оборудование:
Наглядный материал из пособий Нищевой Н. В., Мельниковой С. М. и Бикиной Н. В., Лебедевой И. Л., трафареты фигур животных, символы согласных звуков.
Ход занятия:
1. Логопед: Сегодня нас ждет путешествие: можно на ракете отправиться на Марс, можно на луноходе путешествовать по Луне.
Путешественники у нас необычные. Вот первая команда: тигр, носорог, жираф, морж. Почему они оказались в одной команде?
Дети: В названиях животных мы слышим звук [р]).
Логопед: Познакомьтесь со второй командой волк, белка, слон, голубь.
Почему они оказались вместе?
Дети: Эти слова со звуком [л]).
Логопед: Как вы думаете, на чем они будет путешествовать?
Дети: Тигр, носорог, жираф, морж - на ракете, потому что во всех этих словах есть звук [р].
Волк, белка, слон, голубь - на луноходе, потому что это слова со звуком [л].
2. Логопед: Вы догадались, какие звуки мы будем сегодня внимательно слушать и правильно произносить?
Дети: Звук [р], звук [л].
Логопед: Вспомните, что мы знаем об этих звуках.
Дети: Звуки [л, р] согласные, твердые, звонкие.
Логопед: Докажите, что эти звуки согласные.
Дети: Звуки [л, р] произносятся с преградой. Язык мешает.
Логопед: Да, воздушная струя на пути встречает преграду - язык.
Логопед: Докажите, что звуки [л, р] звонкие.
Дети касаются ладонью горла, закрывают руками уши. Объясняют, голосок работает.
Логопед: Да, когда мы произносим звуки [л, р], голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
Логопед: Что еще надо вспомнить звуках [л, р]?
Дети: Звуки [л, р] – твердые.
Логопед: Дети, расскажите еще раз все о звуках [р, л].
Дети: Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.
Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.
3. Логопед: Наши рассказы о звуках – одинаковые, а звуки разные. РРРРР, ЛЛЛЛЛ. В чем секрет?
Логопед предлагает детям закрыть глаза и прочувствовать, как работает язычок. Посмотреть артикуляцию друг друга.
Дети: Когда мы произносим звук [р] кончик языка поднят к небу и дрожит, как-будто горошина катится. Когда мы произносим звук [л] кончик языка поднят и прижимается к небу.
Логопед: Вы правы. Положение языка одинаковое – язычок поднят к небу, но работает язычок по-разному:
- при произнесении звука [р] язычок вибрирует, воздушная струя идет по середине языка.
- при произнесении звука [л] язычок прижимается к небу, воздушная струя идет по бокам языка.
Логопед: Мы будем учиться слушать и произносить эти звуки, постарайтесь их не путать.
Игра «Угадай звук» (на материале изолированных звуков, в прямых и обратных слогах). Для ракеты я завожу мотор, а вы его покажите, луноходу – даю гудок, а вы изобразите его руками. Приготовились.
Дети выделяют звуки [л, р] на слух и обозначают их двигательным сигналом.
Логопед: Молодцы, наши космические аппараты в полной готовности! А теперь - полет.
Игра «Поменяй ногу, избегая зеркальности»
На слог [РА] дети стоят на левой ноге, [ЛА] - на правой.
Логопед произносит слоги: РА, ЛА, ЛА, ЛА, РА…
4. Логопед: Молодцы, полет проходит нормально. Я слышу сигнал SOS. Но страшный смерч разрушил все на этой планете. Надо помочь.
Игра «Клад – град».
Логопед: Страшные черные тучи плывут по небу.
Одни роняют на землю КЛАД – подставляйте ладошки!
А другие несут ГРАД – прячьтесь под «зонтики» (соединяем руки над головой):
Град, град, клад, град, клад, клад, клад, град.
ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, сКЛАДка, заКЛАДка.
5. Логопед: А закладка в книге! Послушайте, что там написано! (выставляем картинку «царь»)
Жил да был когда-то встарь
Очень добрый старый царь.
Он в делах себя прославил –
Своим царством мудро плавил (правил).
Воевать он не любил,
Заключал с врагами мил (мир,
Шла молва из края в край,
Будто там не жизнь, а лай (рай).
Какая-то путаница, Послушайте еще раз и поправьте меня.
Дети слушают стихотворение и правильно произносят слова.
Логопед: Еще раз произнесите слова правильно.
Дети: Правил, мир, рай.
Логопед: Вы очень внимательны. Произнесите звуки [р, л] правильно.
Дети произносят звуки [р, л] в изолированном положении.
6. Логопед: А теперь будем учиться говорить на незнакомом языке. Я бросаю звук, а вы возвращаете его с гласным звуком, что получится?
Игра «Добавь звук».
Логопед бросает звук [р] или [л].
Дети произносят слог с заданным звуком.
7. Логопед: Молодцы. А теперь надо произнести волшебную цепочку слогов и мы увидим эту планету. Запомните слоги и повторяйте их четко и ритмично.
Дети произносят слоги: ла-ра-ла-ра-ла-ра
лы-ры-лы-ры-лы-ры
Игра на компьютере «Собери пазл».
Логопед: Вспыхнет звездочка, произнесите слог.
Вот и увидели мы эту чудесную планету!
8. Логопед: Давайте познакомим царя с космонавтами. Я их называю, а вы повторяете их имена.
Игра «Запомни, повтори правильно»
Логопед произносит ряд из трех, четырех слов, дети его повторяют:
- тигр, волк, носорог;
- жираф, морж, слон;
- волк, носорог, белка, слон;
- голуби, морж, тигр, белка.
9. Логопед: Чтобы царь не напутал, напомните самое длинное название животного со звуком [р].
- Носорог.
Логопед: Какая гласная в этом слове дружит со звуком [р].
Дети: Звук [о].
10. Игра «Один – много»
Логопед произносит слова в единственном числе, дети – во множественном.
11. Логопед: Назовите все гласные в слове «голуби».
Дети: Гласные звуки [О, У, И].
Логопед: Что могут рассказать о слове гласные звуки?
Дети: Можно узнать, сколько в слове слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: Назовите со звуком [л].
Дети: Ло.
12. Логопед: Теперь мы можем узнать имя царя. Напоминаю, звук [р] мы обозначаем буквой Р, а звук [л] – буквой Л.
Угадайте и составьте имя царя.
Детям предлагается набор букв: у, а, л, Л, Р, р. Они выкладывают имя царя.
Логопед уточняет правила написания имен.
Логопед: Эта планета необыкновенная. Все, кто оказался на ней, становятся прозрачными, но стоит им полежать на песке, они меняют цвет.
Дети выкладывают силуэты фигур на сером, розовом, желтом и золотом фоне.
Игра «Космические чудеса»
Логопед: Был волк прозрачный, а стал ….
Дети: Золотой….
Был волк золотой, а стал серый.
Был жираф розовый, а стал желтый….
13. Логопед: А теперь подарок от царя – игры!
Игра «Лото»
Логопед: Рассмотрите карточки, назовите предметы, нарисованные на них. Определите первые слоги в словах. Подберите нужные слоги.
Дети подбирают нужные слоги.
Логопед: Мы собрали первые слоги и из них у нас получились новые слова: Я-ГУ-АР, ГА-ЛО-ШИ.
14. Логопед: Придумайте со словами «ягуар», «галоши» предложение.
Дети: Ягуар носит галоши.
Логопед: Молодцы, вы настоящие фантазеры.
14. Игра «Волшебники»:
Логопед выкладывает парные картинки угадывает, кто где прячется. Перед каждым этапом дети проговаривают чистоговорку:
Рыбу ловит рыболов,
В озеро уплыл улов.
Итог занятия:
Дети получают в подарок от царя Луки книжки-малышки.
Логопед: Наше путешествие было интересным и познавательным. Мы открыли новую планету, познакомились с ней поближе. Наше путешествие на этом не кончается. Мы преодолели только половину пути, новые приключения ждут нас.