Анна Зайнитова
Конспект индивидуального логопедического занятия при заикании «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях. Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях. Транспорт.»
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л] в словах и предложениях. Расширить возможности диафрагмального типа дыхания. Расширить и актулизировать словарный запас, корректировать речевые ошибки, активизировать устную речь. Развить диафрагмальное дыхание.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Автоматизация произношения звука [Л] в словах и предложениях.
- Активизация и обогащение словаря по изучаемой теме.
- Совершенствование практического использования лексико-грамматических конструкций.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия при заикании „Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях, Транспорт“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [Л].
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие правильного речевого и диафрагмального дыхания.
- Формировать длительность и плавность речевого выдоха.
- Развитие общей моторики, координации движений.
- Корригировать переключение внимания при выполнении различных видов работ.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Совершенствовать умение произносить гласные до 6 звуков на одном выдохе.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Создание положительного эмоционального настроя на логопедическом занятии.
- Воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: Иллюстрации с изображением эмоций и чувств, картинки-символы для артикуляционной гимнастики и для работы над голосом, предметные картинки на звук [Л], карандаши, фишки, карточки для обозначения места звука в слове.
I Организационный этап.
- Здравствуй! (Перед ребенком изображения предметов.) Посмотри на картинки. Что изображено на картинках? Какой звук в них общий? (Звук [Л]) Как ты думаешь, какой звук мы сегодня будем изучать? (Звук [Л])
- Правильно! Сегодня на занятии мы с тобой будем продолжать учиться правильно выговаривать звук [Л].
1. Невербальная коммуникация. Положительный настрой на занятие. Развитие мимики.
Давай изобразим перед зеркалом разные эмоции: радость, гнев, нежность, удовольствие, изумление, интерес, уверенность.
А теперь мы оставим только хорошие эмоции, улыбнемся себе и нашим гостям, а затем с улыбкой и уверенностью, что у нас все получится начнем занятие!
II Основной этап.
2. Дыхательная гимнастика. (Обучение диафрагмальному дыханию).
Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы сегодня отправимся в путешествие! Для начала мы полетаем на воздушном шаре. Для того, чтоб нам правильно взлететь и приземлиться, нам нужно правильно и внимательно выполнять все задания. Вставай!
Упражнение «Воздушный шарик». Мы делаем медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх (надуваем шарик). Задерживаем дыхание, а теперь «сдуваем шарик» и приземляемся, выдыхая воздух порциями (ха-ха-ха, руки опускаем рывками.
3. Артикуляционная гимнастика.
Молодец, садись. А теперь выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения: «Бегемот», «Накажем непослушный язычок», «Блинчик»,«Вкусное варенье»
«Качели»,«Лошадка»
4. Работа над голосом
Хорошо,а теперь сделай выдох, затем глубокий вдох и произноси звуки плавно, на выдохе:
О А
О А У
О А У И
О А У И А
О А У И А О
5. Психологическая установка.
- Вот мы и оказались в царстве правильной речи. Давай вместе скажем их главное правило:
- Я буду говорить плавно и правильно. (Повторить 3 раза)
6. Анализ артикуляции звука.
- Давай произнесем звук [Л] и скажем:
- В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [Л]? (Губы открыты)
- А зубы? (Зубы разомкнуты)
- А где у нас находится кончик языка? (Кончик языка поднят за верхние зубы)
- А как проходит воздух? (Воздушная струя идет по бокам языка)
7. Характеристика звука.
- А воздух встречает преграду? (Да) Значит звук [Л] какой? Согласный или гласный? (согласный)
- Хорошо, а [Л] звонкий или глухой звук? Давай приложим руку к горлу и проверим. Под ладонью горло дрожит? (Нет) Значит звук [Л] какой? Звонкий.
А поскольку звук [Л] согласный (есть преграда: язык, зубы) - звонкий (голос звенит) — твердый. Звук обозначается каким цветом? (Синим цветом.)
8. Физкультминутка.
- А теперь выполнив здесь все задания, мы с новыми знаниями отправляемся дальше! На этот раз мы полетим на самолете!
Давай его покажем. Губы улыбаются, широкий язык прижат к бугоркам за верхними зубами, руки в стороны: произносим: ллл. И полетели:
Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод.
9. Автоматизация звука [Л] в словах.
На самолете с нами прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук [Л], ребенок повторяет).
- Лошадь - Белка
- Лось - Волк
- Слон - Козел
Какой общий звук есть во всех этих словах? ([Л]) Правильно, звук [Л]. Давай посмотрим где у них спрятался звук [Л] в начале, конце или середине слова! (Перед ребенком карточки для обозначения места звука в слове и синий кружок)
10. Автоматизация звука [Л] в предложениях. Практическое употребление падежных конструкций.
А теперь им нужна наша помощи. Нам нужно помочь выполнить задание. Помоги им закончить предложения!
- В лесу бродил голодный (волк).
- Я увидел ловкую (белку).
- Я подарил другу книгу о веселом (слоне).
- Кошка играет круглым (клубком).
- Молодец!
11. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.
- А теперь очень внимательно послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук [Л]:
Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Давай проговорим стихотворение вместе. (Логопед следит за правильным произношением звука [Л].)
III Заключительный этап (рефлексия).
- Вот и подошло наше занятие к концу. Скажи, тебе понравилось наше путешествие? (Ответ ребенка)
- Мы сегодня вспомнили звук [Л], полетали на воздушном шаре и самолете, вспомнили характеристику звука [Л], помогли разным животным выполнить задания: закончить предложения и услышать звук [Л] в стихотворении. Спасибо за то, что ты помог выполнить все задания, вот тебе сюрприз. Ты большой молодец! Заслужил 5!
Занятие окончено.