Вероника Краснова
Техника Боди перкуссия как средство развития чувства ритма в музыкальной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое Боди перкуссия?
Body Percussion дословно переводится с английского как «тело-барабан».
Это искусство исполнения ритмов с помощью различных частей тела без использования музыкальных инструментов. Только тело, движения и звуки.
Главной целью этого направления является раскрытие творческого потенциала детей через движения тела. Данная техника широко используется в музыкально-педагогической практике, т. к. она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и произвести.
Боди перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
И что интересно, появилась такая деятельность в 20 веке в ходе поиска новых технологий и инновационных подходов. Музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания.
Нужно отметить, что такая форма развития музыкальных способностей –это не только самый доступный инструмент, но и в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф – немецкий композитор, музыковед и педагог, родившийся 10 июля 1895 года в Мюнхене. В детстве обучался игре на фортепиано, органе и виолончели. Дальнейшее образование он получил в Мюнхенской музыкальной академии. Он был одним из первых, кто воплотил в своем новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации, заложив основу этого направления.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
Если привести примеры, то их элементы мы можем увидеть в детских играх, песнях, танцах. Это «ладушки», «танец маленьких утят», считалки и т. д.
Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных танцах разных стран. Среди них индонезийский саман – движения туловищем и руками, сопровождающимися песнями, и ирландский стэп с движениями ног в виде четких ритмичных притопов.
Перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.
И конечно, я в своей работе тоже использую данное направление, как на занятиях по музыке, так и при проведении различных мероприятий. Самыми распространенными среди всех форм Боди перкусии являются хлопки и притопы. Они доступны, легко выполняются детьми во время танцев и пения. Используем в речевых и ролевых играх. Детям это очень нравится.
Таким образом, Боди перкуссия способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазий, импровизации, помогает открыть возможности своего тела, как музыкального инструмента. Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.