Светлана Васильева
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].
Цели:
Уточнение и совершенствование движений органов речи, закрепление правильного произношения звука [р] в прямых слогах и в слогах со стечением согласных, в словах с этими слогами.
Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
Развитие фонематического восприятия (определение места звука в слове)
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование:
Картинки: тигр, дятел, ворона, морж
Профиль артикуляции звука [р]
Ход занятия:
1. Орг. момент: Пальчиковая гимнастика.
Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)
Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)
Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и
Умные мальчишки. вращать ими)
Средним братцам (Кулачки прижать, распрямить средние)
только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)
Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их
Обнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).
2. Отгадывание звука по описанию.
Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как ты думаешь, о каком звуке мы сегодня будем говорить?
Объявление темы.
Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах.
3. Артикуляционная гимнастика.
А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.
“Качели” - язычок качается вверх-вниз.
“Лошадка” - скачет лошадка, копыта цокают.
“Маляр” - а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
“Барабанщики” - представь, что твои верхние зубы – это барабан, а язычок – барабанщик. Постучи язычком за верхними зубами изнутри, отчетливо произнеся: Д-Д-Д…
“Футбол” - прилетел ветерок, он хочет поиграть в футбол. Вот это мяч. Загони мяч в ворота. (Вытяни губы трубочкой и дуй на ватку, стараясь загнать мяч в ворота. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной).
4. Произнесение изолированного звука.
Познакомься, это Рычащий тигренок. Он рычит: р-р-р. Порычи вместе с ним.
Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно рычит: р-р-р.
Как ворона каркает: кар-р, кар-р.
5. Игра “Кто лишний”
6. Анализ артикуляции.
Скажи, в каком положении находятся губы, когда произносим звук [р]. Где находится язык? (ребенок рассматривает артикуляцию, логопед помогает).
7. Характеристика звука.
Расскажи о звуке [р]. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Повтори вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий.
8. Закрепление звука [р] в слогах.
Сороконожка.
Трудно жить сороконожке
Надевать самой сапожки
Вот помог бы кто-нибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? “Надевай” ей на ножки ботиночки и читай слог. “Обувать” сороконожку следует с хвоста.
-Чьи тут следы? Ага, это же следы нашего тигренка. Если пройдешь по его следам и правильно повторишь все слоги, то узнаешь, куда пошел тигренок. (Тра, тро, тру, тры, кра, кро)
-Назови членов семьи. Кто мама? Папа? Детеныш?
9. Развитие фонематического слуха.
Тигренок приготовил для тебя задание: Замени первый звук слова на звук [р].
кот-рот мак-рак
коза-роза дом-ром
10. Автоматизация звука [р] в словах.
Игра “Магазин”.
Это магазин. Кто в нем продавец? (Морж). Что он продает? (грушу, крокодила.) Кто зашел в магазин? (тигренок). Что купил тигренок? Назови пропавшие с полки товары.
Итог.
Молодец! Хорошо потрудились. Давай на прощанье скажем тигренку, какой звук мы учились говорить красиво? Какие слова с этим звуком ты запомнил?