Ольга Лапина
«Перелётные птицы. Дифференциация звуков [С], [Ш]». Конспект подгруппового занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний детей о звука [С - Ш] (лексическая тема "Птицы")
Коррекционно-обучающие задачи: продолжать учить дифференцировать звуки [С] - [Ш], умение различать правильное и неправильное произношение звуков [С –Ш] в чужой и собственной речи; активизировать словарь существительных по теме «Перелётные птицы». Закреплять умение делить слова на слоги. Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом, вырабатывать чёткие, координированные движения общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, чувство ритма.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения учащихся друг к другу и окружающим.
Оборудование: Костюм Почтальона Печкина, посылка, карточки с изображением перелётных птиц, письмо Незнайки.
Раздаточный материал: карточки - схемы слова (на каждого ребёнка, фишки синего цвета (на каждого ребёнка).
Аудиозапись: Звуки природы.
Ход занятия
I. Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришел Почтальон Печкин. Он принес вам посылку. Только он вам её не отдаст, потому что сегодня в журнале про здоровье он прочитал, что очень полезно делать себе массаж лица. А как его делать не написали. Поэтому у него плохое настроение и лицо недовольное.
Давайте мы с вами поможем и покажем, как делать массаж лица Почтальону Печкину?
II. Основная часть
Самомассаж лица.
Печкин благодарит детей, отдаёт им посылку, уходит.
Дифференциация звуков [С –Ш].
Логопед и дети открывают посылку от Незнайки. Читают письмо и исправляют «неправильные» звуки в словах. Л: Ребята, слушайте внимательно. Незнайка всегда допускает ошибки, если услышите, что слово звучит неправильно, исправьте ошибку.
"Здравствуйте, ребята.
Как ваСи дела? У меня хороСо. НаШтупает веШна. Шкоро перелётные птицы прилетят. поШылаю вам их фотографии. До Швидания. Незнайка. "
Л: Ребята, назовите звуки, которые путал Незнайка. [С, Ш],
Логопед и дети дают сравнительную характеристику звуков [С], [Ш] и их артикуляции.
Звук [С] – согласный, глухой. Губы в улыбке, язычок упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная.
Звук [Ш] – согласный, глухой. Губы вытянуты вперёд, язычок за верхними зубами. Воздушная струя тёплая.
артикуляционная гимнастика.
-Прежде чем мы приступим к следующим заданиям, нам нужно сделать гимнастику для язычка. Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик».
Артикуляционное упражнение, сопряжённое с движениями рук:
С – ладони расходятся в разные стороны;
Ш – ладони приближаются в форме бублика.
«Перелётные птицы» - активизация словаря по теме.
Логопед и дети достают из посылки картинки – фотографии перелётных птиц, называют их, прикрепляя к доске. (грач, аист, скворец, ласточка, кукушка, соловей).
Упражнение «Прошагай слова по слогам».
Дети вместе с логопедом определяют количество слогов в словах, «прошагав» каждое слово по слогам.
Грач – 1, а – ист - 2, скво – рец -2, лас – то – чка 3, ку – ку – шка 3, со – ло – вей 3.
Динамическая пауза.
Логопед спрашивает: в какие места возвращаются птицы с юга?
Ответы детей:(в город, на поля, на луга, в лес).
Логопед предлагает всем отправиться в лес. Дети идут в колонне, повторяют за логопедом движения, сопряжённые со стихотворным текстом.
Вверх ладошки – хлоп, хлоп,
По коленкам – шлёп, шлёп,
По плечам себя похлопай,
По бокам себя пошлёпай,
Раз хлопок – перед собой,
Два хлопок – за спиной,
Раз, два, три (хлопки)
Вот мы в лес пришли.
Дети встают в круг, логопед предлагает послушать звуки леса. Звучит аудиозапись-Звуки природы «Утренние птицы». Логопед и дети обговаривают: чьи голоса они услышали в лесу?
Лесная зарядка.
Мы сегодня в лес пришли (ходьба на месте)
Как красиво – посмотри. (поворот вокруг себя).
Встретили косого зайку (ладони приставить к голове)
Убежал от нас зазнайка. (бег на месте).
Белку встретили – малышку, (приседание)
Белка грызла в лапках шишку (изобразить ладонями шишку).
Дятел тукал: тук – тук – тук (три хлопка)
Раздавался громкий звук (наклоны головы в стороны).
Слышны птичьи голоса: (описать руками круг)
А – А – А, А – А – А.
Значит, в лес пришла весна. (три хлопка).
Дети возвращаются в детский сад, садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Работа со схемой.
Логопед предлагает детям отобрать картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звук [С] и определить его место в слове (начало, середина, конец).
III. Подведение итогов.
-вы сегодня большие молодцы! Напомните мне, какие звуки мы сегодня изучали? Какие задания выполняли? Что вам больше всего понравилось? Молодцы, теперь можете взять награду.
Домашнее задание - нарисовать картинку со звуком [с] и [ш].