Юлия Данильченко
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» для детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Конспект индивидуального логопедического занятия
На тему : «Дифференциация звуков [С]-[Ш] для детей с ТНР
Цель: дифференциация звуков [С] и [Ш] изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш];
учить дифференцировать звуки на материале слогов;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“ для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
продолжить формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематического слуха и слухового внимания;
совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных;
коррекционно-воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
формирование контроля за собственной речью;
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: зеркало, кукла, схема для анализа артикуляции звуков, картинный материал для игры «Квазиомонимы», «Белочка на дифференциацию звуков (С-Ш).
Ход занятия
1. Здравствуй, Вероника! Я прочту тебе стихотворения, а ты пожалуйста слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
— Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
— Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
— Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— Что же шепчут камыши?
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
Ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу»,— напиши,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Это я уж напишу,
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо.
Логопед : правильно звук [Ш].
А теперь в другом стихотворении:
Сa-са-са, са-са-са
— Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
— Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
— Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
— Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са
— Отгадайте, где оса.
Са-са-са, са-са-са
— Укусила в нос оса.
Со-со-со, со-со-со
— Стал мой нос как колесо.
Логопед : правильно звук [С].
Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки [С] и [Ш].
К нам на занятие пришла вот такая замечательная кукла. Ее зовут Маша. Она очень любит играть в разные игры, а ещё хочет научиться не путать эти звуки.
2. Развитие артикуляционной моторики
Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели,
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного притомился.
К себе в домик воротился.
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.
Вероника, давай расскажем Маше, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [С].
Логопед : Молодец, Вероника!
Когда мы произносим звук [С] : язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы – в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Когда мы произносим звук [Ш] : язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Дифференциация звуков в слогах.
Маша предлагает нам поиграть в игру с «Белочкой» и покормить её орешками.
Я предлагаю тебе брать один орешек со слогом, в котором есть звук [С], а другой, в котором есть звук [Ш], затем наоборот.
СА-ША
СО-ШО
СУ-ШУ
СЫ-ШИ
Называет слоги сначала со звуком [Ш], затем со звуком [С].
5. Дидактическое упражнение «Квазиомонимы».
— А сейчас мы с тобой поиграем в волшебников. Ты должна будешь пройти по дорожке, соединяя и разъединяя пальчики, называя картинки. Сначала одной рукой, а потом двумя. Давай попробуем.
Басня-башня,
маска-кашка,
миска-мишка,
Машка-кашка,
крыса-крыша,
уши-усы.
6. Дифференциация звуков [С]-[Ш] в словосочетаниях.
Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка.
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип.
Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
7. Пальчиковая гимнастика.
— Вы, наверное, устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
8. Отработка согласования прилагательных с существительными.
— А теперь подумай, про что можно сказать…
ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);
ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);
ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);
ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).
СМЕШНОЙ - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.
ДУШИСТЫЙ - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.
9. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?
Машенька говорит тебе спасибо за то, что ты научила ее не путать эти звуки. Ей очень понравилось с тобой играть.