Анастасия Михайловна Смирнова
Мастер-класс «Корзина идей» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ретрансляция педагогического опыта освоения и применения технологии развития критического мышления через приём «Корзина идей».
Задачи:
1. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
-Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Своё выступление хочу начать с эпиграфа:
«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам».
А. А. Гин
Сегодняшнее время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий, они должны быть очень разнообразны. Ушли в прошлое занятия, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать.
Наблюдая за воспитанниками группы, я отметила, что знания детей по изучаемым лексическим темам разрозненны и им сложно их соединить в логическую последовательность. Для того, чтобы обогатить и систематизировать знания детей, передо мной встала задача найти подходящий метод или прием, а возможно и технологию, которая позволит мне разрешить данную проблему.
В создании условий для такого обучения я познакомилась с пособием «Современные технологии дошкольного образования», автор Лариса Юрьевна Круглова, и тогда выбрала один из приемов технологии развития критического мышления, который известен как "Корзина идей". (это способность ребенка рассуждать, думать, выстраивать логические взаимосвязи и цепочки, принимать взвешенные решения)
-Как же должна выглядеть корзина идей. Её можно изготовить своими руками, например на ватмане через аппликацию, рисование) или же готовая корзина, также в формате онлайн.
Данный приём «Корзина идей» работает через 3 стадии:
1 стадия «Вызов» пробуждение, мотивация имеющихся знаний интереса к получению новой информации
И так на первом этапе, например во время утреннего круга мы с воспитанниками обсудили, что тема предстоящей тематической недели называется «Наша дружная семья». Я задала детям вопрос, что им известно по данной теме
2 стадия «Осмысление» получение новой информации узнаем, рассуждаем и. тд
На втором этапе я показываю детям корзинку и предложила собрать в нее предметы или иные атрибуты, касающиеся темы недели. Каждый ребенок самостоятельно определяет, какие предметы положить в корзину. Так ребята складывают в корзину все, что можно отнести к нашей теме. Дети могут класть в корзину не только то, что лежит рядом, но и организовать поиски по всей группе, детскому саду и даже на участке. Также дети могут проявить фантазию и умения и сами склеить, слепить, нарисовать, сконструировать то, что можно положить в корзину. Удивительно, что в процессе заполнения "Корзины идей" возникают вопросы, интерес, погружение. Но еще удивительнее будет, когда процент усвоения материала увеличится в разы. Почему? Когда дети собирают в корзину разные предметы и атрибуты, в это время в мозге активируется сеть нейронов. И тут случаются находки, озарения, неожиданные решения. Просто потому, что много предметов по теме перед глазами. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Воспитанники делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным (можно поставить песочные часы и договориться заранее о времени).
3 стадия «Рефлексия» осмысление, рождение полученных знаний, подведение итогов
После этого мы подводим итоги, чему мы научились и что узнали нового. Очень хорошо «Корзина идей» работает по всем лексическим темам: «Водный мир», «Семья», «Праздники», «Транспорт». Эту технологию можно использовать как игру для развития речи. Благодаря использованию таких технологий у детей увеличивается интерес к обучению и повышается мотивация.
-Сейчас наша с вами корзина пустая, она не содержит никакой информации. Я вам предлагаю эту корзину наполнить нашими с вами знаниями.
-А, какой же информацией (темой) мы будем заполнять нашу с вами корзину, спросите вы! А, тему вы назовёте сами. Но, для этого вам необходимо ее сформулировать.
- Уважаемые педагоги, перед вами на столе буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись (слово). Это и будем наша с вами тема для пополнения корзины знаниями.
- Совершенно правильно, коллеги. Мы сегодня говорим о конкурсе.
- Сразу встает вопрос, а что такое конкурс? ответы
На этом этапе хочу применить игру «Верные и неверные утверждения».
-… лотерея – это конкурс.
-…все соревнования – это конкурсы.
-… в конкурсе должен быть победитель.
-…все получают награды.
-…все могут участвовать в конкурсе.
Начали наполнять корзину. Нарисованная на ватмане с липучками и готовые картинки на вопросы.
-Давайте определим термин конкурс это – соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
-Отлично, предлагаю наполнить нашу корзину этим термином.
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?
1. Творческий, весёлый, профессиональный, отборочный, финальный
2. Помогает, стимулирует, развивает, мотивирует
3. Азарт (мотивация, награда, вознаграждение за труд, общение с коллегами
4. Творчество (подсказки,найти к этим словам картинки)
-снова наполняем коллеги нашу корзину знаниями, ведь сколько вот вы назвали ассоциаций с понятием конкурс.
-Какие трудности возникают при подготовке к конкурсам?
(картинки нет сил, желания, нет кадров, нет времени и. т. д.)
-наполняем картинками корзину
-С какого важного документа начинается конкурс?
(картинка приказ, положение)
-наполняем картинками корзину
-Что необходимо сделать,чтобы получить положительный результат в подготовке к конкурсу?
(картинки прослушать вебинары, создать РГ и. т. д)
-наполняем картинками корзину
- Почему вы думаете, что сегодняшнее мероприятие это конкурс?
- Давайте подведем итог нашей работы. Уважаемые коллеги, обратите внимание на корзину, как тема КОНКУРС многогранна.
-Давайте перечислим. что же мы с вами узнали о конкурсе.
-Показать корзину жюри.
- Порой никакие награды не перекроют и не превзойдут по своей ценности те чувства и эмоции, которые испытывает победитель. Эти чувства – бесценны! Участвуя в конкурсе «Воспитатель года» мы с вами уже одержали победу, ведь мы не испугались трудностей и стали использовать новые технологии, и готовы делиться свои опытом и получать опыт от коллег для своего саморазвития.
-Уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в мастер-классе.
В результате применения данной технологии у воспитанников: - развиваются навыки коммуникации, получая новые знания, дети делятся ими со своими сверстниками; - развиваются навыки четко и кратко формулировать вопросы, задавать их самому себе и отвечать на них; - дети учатся выделять главное и также признаки предметов, раскладывать их на составляющие; - дети учатся работать сообща, одной группой; - у детей появляется уверенность в себе (не боятся высказать свое мнение)