Марина Роттер
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Тема: «Дифференциация звуков [У]- [А]»
Цель: развитие фонетико - фонематической представлений детей.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- автоматизация и дифференциация звуков [У]- [А] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [У]-[А]“ в старшей группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- воспроизведение звукового ряда гласных звуков;
-развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса;
-развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове;
-развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
-развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
-развитие координации речи сдвижением, связной речи, способности воспроизводить стихотворный текст.
Коррекционно – развивающие :
- развитие логического мышления, способности устанавливать логические связи;
- развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания;
- совершенствование общей и мелкой моторики, пространственных представлений детей (право-лево, верх-вниз);
-развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать внимательное отношение к речи педагога и товарищей;
-развитие навыков сотрудничества в подгруппе, желания подддержать товарищей, доброжелательности, самостоятельности
Оборудование: магнитная доска, «замок гласных звуков» (изображение замка красного цвета, магниты разного диаметра (для обозначения символов звуков[У],[А]), карточки с «песенками звуков»(звуковой ряд из трёх гласных звуков [У] и [А] в различных сочетаниях, игрушечная машина-«грузовик», предметные картинки на звуки [У] и [А] :(арбуз, аист, апельсин, ананас, аквариум, акула, арфа, автобус, утка, удочка, узел, утюг, улитка, улей, антенна, антилопа, умка, Айболит, коробочки для дифференциации картинок; колокольчики разных цветов; «подарок»-листы -схемы с изображением собачки (для сгибания по линиям) на каждого ребёнка.
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I Организационный момент.
Дети стоят в групповом помещении (игровая зона).
Учитель-логопед:
- Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости к нашим знакомым звукам. Как долго продлится наше путешествие, мы ещё не знаем, но любому путешественнику нужно знать, в какой день он отправляется в путь. Поэтому предлагаю вам повторить дни недели.
II Координация речи с движением «Дни недели»
В понедельник я купался (Изображаем плавание)
А во вторник - рисовал (Изображаем рисование)
В среду долго умывался (Умываемся)
А в четверг в футбол играл. (удар ногой по воображаемому мячу)
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал. (прыгаем на месте,
затем кружимся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (хлопки в ладоши,
Затем, руки под щеку)
Учитель-логопед:
- Отлично, ребята. Ну что, отправляемся в путь?
Проходите на свои рабочие места.
Дети проходят в зону для организованной образовательной деятельности в групповом помещении.
На магнитной доске в «замок гласных звуков»(изображение замка красного цвета с «окошками-звуками». На столах у каждого из детей карточка с «песенкой»(звуковой ряд из трёх гласных звуков [У] и [А] в различных сочетаниях) и перевёрнутая картинка –«подарок»-листы -схемы с изображением собачки (для сгибания по линиям)
III Вводная беседа.
Учитель-логопед:
- А кто из вас помнит, кто живёт в этом замке?
Дети:
- Гласные звуки.
Учитель-логопед:
Вы правильно вспомнили, и мы с вами даже выучили маленькую подсказку:
Дети:
- Гласный-красный.
Учитель-логопед:
- Да, верно, эти звуки мы всегда обозначаем красным цветом.
А какие звуки мы уже с вами знаем (изучили)?
Дети:
- звуки [У] и [А].
Учитель-логопед:
- А почему эти звуки называются «гласными»?
Дети:
- Они умеют «петь голосом»
-Их можно крикнуть
IV Объявление темы.
Учитель-логопед:
- Верно, ребята, сегодня мы с вами продолжим о наших друзьях – гласных звуках [У] и [А]. Давайте, познакомимся с ними поближе.
Дети садятся за рабочие столы.
V Развитие фонетико - фонематической представлений детей.
Учитель-логопед:
- Однажды наши друзья -звуки решили отправиться на прогулку, шли они долго, зашли очень далеко, и звук [А] потерялся. Предлагаю помочь звуку. Я буду произносить различные звуки, а вы, когда услышите песенку нашего друга-громко хлопайте в ладоши. Это поможет ему найти и вернуться в свой дом.
1.«Хлопни» (выделение звука [А] из звукового ряда, игра с изменением сложности задания).
Учитель-логопед:
а) произносятся только гласные звуки (дети хлопают на заданный звук)
И-У-А-А-Э-А-О-И-Ы-А-О-А-У-А-А-А-А-Ы-О-А-И-И-А-У-О
б)произносится ряд гласных и согласных звуков
А-П-А-С-Э-А-О-Х-Ы-Р-М-У-А-К-А-И-Ы-О-А-Д-И-А-Р-М
в) учителем-логопед произносит звуки беззвучно, утрированно артикулируя
О-П-А-Ш-М-А-О-Ж-Ы-Р-М-У-А-К-А-И-А-Л-С-А-А-И-У
Учитель-логопед:
- Молодцы, ребята. Давайте, поможем теперь звуку [У] добраться к своему домику. Я буду продолжать произносить различные звуки, а вы, когда услышите песенку нашего друга-громко топайте ногами.
2.«Топни» (выделение звука [У] из звукового ряда, игра с изменением сложности задания).
Учитель-логопед:
а) произносятся только гласные звуки (дети хлопают на заданный звук)
б)произносится ряд гласных и согласных звуков
У-П-А-У-Э-А-У-Х-Ы-Р-М-У-А-У-А-У-Ы-О-У-Д-И-У-Р-М
в) учителем-логопед произносит звуки беззвучно, утрированно артикулируя
А-У-А-Ш-М-А-У-Ж-Ы-У-М-У-А-К-А-У-А-У-С-У-А-И-У
(исключить звук [О] т. к, артикуляция имеет общие движения)
Учитель-логопед:
- У вас здорово получается. Вы настоящие друзья. Нашим звукам очень понравилась наша игра и они решили поиграть с нами, ещё. Теперь они будут прятаться специально, а наша задача- их отыскать. когда услышите песенку нашего друга[А] -громко хлопайте в ладоши, а звука [У] – топайте ногами.
3.«Хлопни- топни-» (дифференциация звуков [А] - [У] в звуковом ряду, игра с изменением сложности задания).
Учитель-логопед:
а) произносятся только гласные звуки (дети хлопают и топают на заданный звук)
б)произносится ряд гласных и согласных звуков
в) учителем-логопед произносит звуки беззвучно, утрированно артикулируя
Учитель-логопед:
- Наши звуки вернулись домой и решили затеять спор, кто же из них лучший певец. Кто умеет громче всех петь. Так совсем не годится. Ссориться друзьям. Предлагаю их помирить. И спеть для них красивые песенки
4.«Песенки звуков» (воспроизведение звукоряда из трёх звуков в различных сочетаниях).
Дети берут карточки с «песенками звуков» и производят. Карточки не повторяются. У каждого ребёнка своя «песенка»
Учитель-логопед:
- Отлично, ребята! Наши звуки-друзья говорят вам спасибо за такой концерт и приглашают нас поиграть в игру.
Дети выходят в игровую часть группового помещения, каждый ребёнок берёт колокольчик (различного звучания и цвета).
5. Нейроигра «Лево-право-передай»
(Дети стоят в кругу, цветные колокольчики находятся в левой руке, под слова учителя-логопеда выполняют движения, передавая колокольчики по кругу, пока к каждому ребёнку не вернётся колокольчик его цвета)
Учитель-логопед:
1. В руку левую возьми
высоко ты подними
Громко-громко позвони
В правую переложи
И соседу передай.
2. В руку левую возьми
Очень низко опусти
Тихо-тихо позвони
В правую переложи
И соседу передай.
3. В руку левую возьми
Высоко ты подними
Потом низко опусти
Громко-громко позвони
В правую переложи
И соседу передай. И т д.
По окончанию игры дети возвращают колокольчики и проходят за столы в зону для организованной образовательной деятельности в групповом помещении.
Учитель-логопед:
- Ребята, наши друзья-гласные обратились опять к нам за помощью.
Они пригласили к себе в гости друзей- картинки, каждая из которых начинается на звук звуков [А] или [У].
Гости приехали а в какую квартиру заходить- не знают. Давайте, им поможем?
6.«Рассели гостей» (дифференциация звуков [А] - [У] в начальной, преимущественно ударной позиции- в словах: арбуз, аист, апельсин, ананас, аквариум, акула, арфа, автобус, утка, удочка, узел, утюг, улитка, улей, антенна, антилопа, умка, Айболит звуковом ряду, игра с изменением сложности задания).
Дети: - Арбуз начинается на звук [А], значит он приехал в гости к звуку [А]
- Узел начинается на звук [У], значит он приехал в гости к звуку [У]
- Антенна начинается на звук [А], значит он приехал в гости к звуку [А]
- Утка начинается на звук [У], значит он приехал в гости к звуку [У]
И т. д.
Учитель-логопед:
- Ребята, вы замечательно справились с расселением гостей.
За вашу помощь наши друзья звуки [У] и [А] приготовили для вас подарки. Предлагаю вам взять картинки на ваших столах и согнуть их по линиям, посмотрим какой сюрприз нас ждёт.
VI Рефлексия.
7. Складывание изображения фигурки собачки по линиям.
Дети складывают фигурки на своих рабочих столах, с опорой на схему.
Учитель-логопед:
- Молодцы!
- У каждого получилась собака. Собака- лучший друг. Предлагаю вам придумать клички (имена) для ваших питомцев.
Дети: (придумывают имена для своих собачек и называют их)
- Думаю, ребята, что вы понимаете, что как бы весело и интересно нам не было играть с нашими друзьями -гласными, нам пора возвращаться к своим привычным занятиям.
VI Итог
Учитель-логопед:
-О чем мы с вами говорили на занятии?
Дети: о звуках [У] и [А]
Учитель-логопед:
-Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
Дети отвечают на вопросы.