Юлия Юрина
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
1. Учить различать звуки [з] и [ж].
2. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
3. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза.
4. Закрепление навыка произношения слов сложной слоговой структуры.
5. Обогащение и активизация словаря.
Коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие слухового и зрительного внимания, творческого мышления,
воображения.
3. Развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование познавательной активности.
2. Воспитание положительного отношения к занятиям.
Оборудование. Зеркало, картинки с изображением комара и жука,
предметные картинки, наложенные рисунки для домашнего задания,
компьютер с презентацией., мягкая игрушка заяц.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед : Здравствуй, Диана.
Ориентация в схеме своего тела и в схеме тела своего соседа.
Логопед : Покажи правую руку, левое ухо. Покажи у меня правое ухо, левое
плечо, левую бровь, правый глаз. Молодец. Прекрасно ориентируешься.
Теперь сделаем гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика.
Слайд 1.
«Непослушный язычок»- улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого
язычка.
«Качели»- открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и
нижних губ – движения вверх-вниз.
«Болтушка» - открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы, движения
вперед-назад.
«Чашечка» - приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху
в форме «чашечки».
«Приклеим язычок» - улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с
внутренней стороны.
«Красим нижний заборчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с
внутренней стороны «красим» нижние зубы «кисточкой» - кончиком языка.
Движения вверх-вниз и влево-вправо.
II. Основная часть
Определение темы занятия.
Слайд 2.
Логопед : Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Он знает много сказок.
Слайд 3.
Логопед : Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из
железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук —
жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком
[ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый
земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку
комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались
они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.
Логопед : Как ты думаешь, какие звуки мы сегодня продолжим изучать?
Ребенок: [з] и [ж]
Слайд 4.
Игра «Кто поет?»
Логопед : Я буду произносить звуки, слоги и слова, а ты должна определить
звук [з] или [ж]. Если услышишь звук [з], то поднимай картинку с
изображением комара, если услышишь звук [ж], то картинку с изображением
жука.
Звуки : [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].
Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла
— за.
Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза,
книга, животное.
Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].
Логопед : Как звенит комар?
Ребенок: Комар звенит: «З-з-з.»
Логопед : Как жужжит жук?
Ребенок: Жук жужжит: «Ж-ж-ж.»
Логопед : Чем похожи эти звуки?
Ребенок: Они согласные, твердые.
Логопед : Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з] и [ж]
оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.
Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?
Слайд 5.
Звук [з] : губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы,
посередине идет холодная воздушная струя.
Звук [ж] : губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами,
посередине языка идет теплая воздушная струя.
Логопед : А теперь споем песенки и комара, и жука.
ша — жа — ша жа — ша — жа
шу — жу — шу жу — шу — жу
шо — жо — шо жо — шо — жо
ши — жи — ши жи — ши — жи
Слайд 6.
Игра «Собери слова».
Логопед : Спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что
слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова,
добавляя слоги
Показ звуков [з] и [ж] с опорой на кисть руки:
Логопед : Будь внимательна. Если произносим звук [ж], то пальцы нужно
поднять вверх, а если звук [з] - опустить пальцы вниз.
-ЗА или -ЖА: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;
-ЗЫ или -ЖИ: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;
-ЗУ или -ЖУ (глаголы) : поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.
Динамическая пауза.
«Комарино-жучиная» физминутка.
Слайд 7.
Игра «Помоги собрать вещи».
Логопед : Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в
дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку
- вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з] : зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.
Слова со звуком [ж] : жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.
Слайд 8.
Логопед : Произносим словосочетания. Постепенно будем ускорять темп, и
контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж] :
Змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка.
Слайд 9.
Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков :
за — за — за — на лугу коза;
жа — жа — жа — есть иголки у ежа;
зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;
жу — жу — жу — молока дадим ежу;
зы — зы — зы — есть козлята у козы;
жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.
III. Заключительная часть
Логопед : Шли комар с жуком, шли. И пришли к дому, где жили друзья.
Пальчиковая игра.
К Жене гости прибежали. (Пальцы «бегут» по столу)
Все друг другу руки жали. (Рукопожатия, попеременно то правая, то левая
рука сверху)
(Пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами обеих рук)
- Здравствуй, Жора!
- Здравствуй, Жанна!
- Рад, Сережа!
- Рад, Снежана!
- Не хотите ль пирожок? (Из ладоней сложить «пирожок»).
- Может, коржик? (Показать раскрытые ладошки).
- Иль рожок? (Пальцы сложить в виде рожка).
- Вот драже вам на ладошку. (Постучать по ладони кончиками пальцев
другой руки).
- Все берите понемножку. (Двумя пальцами (большим и указательным,
большим и средним и т. д.) брать с ладошки).
С ручек все стряхнули крошки (Энергично встряхнуть кистями рук).
И захлопали в ладошки. (Похлопать в ладоши).
Логопед : Наконец, жук и комар вернулись из путешествия домой. Теперь
они больше не ссорятся.
IV. Итог занятия
Логопед : Какие звуки учились различать? Какие задания были для тебя
сложными? Что тебе понравилось больше всего на занятии?
Домашнее задание: найти все изображения со звуками [з] и [ж] и раскрасить
их. (картинка с наложенными изображениями)
До свидания.
С