Розалия Сайфутдинова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Упражнять в образовании родственных слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: картинки артикуляционной гимнастикой на ПК; тематические карточки; зеркало, салфетки, кубики для ворот, ватные шарики, мыльные пузыри.
1. Ход занятия.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Произношение звука [Ш] в слогах.
5. Автоматизация звука [Ш] в словах.
Игра «Запомни и повтори»
Игра «Рифмы» (чистоговорки)
Игра «Назови ласково»
Игра «Новые слова»
6. Физ. минутка.
Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Игра «Исправь предложение».
7. Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)
I. Ход занятия.
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
С каким звуком будем работать?
II. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот по шире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
III. Упражнения для выработки воздушной струи.
«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
IV. Слоговые ряды :
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ша-ша – ша-ша-ша
Шо-шо – шо-шо-шо
Шу-шу – шу-шу-шу
Ши-ши – ши-ши-ши
V. Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).
Шапка, шайба, шахматы, шуба, шина, шиповник.
Игра «Запомни и повтори»
Уши-мыши-лапша-каша
Шуба-шина - шапка - шайба
Игра «Рифмы» (чистоговорки)
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением)
изба-избушка солнце- пятно-
камень- окно- хлеб-
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.
Тапка –
Губы –
Топот –
Мыло –
VI. Физкультминутка.
«Дождик»
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Еще один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом 8 прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Поднять руки над головой полукругом.
VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.
Предложения :
Паша надевает шорты.
Паша играет с машинкой.
Паша катается на лошадке.
Игра «Исправь предложение» (картинка) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка)
-Какой мы сегодня звук учились произносить?