Татьяна Бушуева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
• развивать артикуляционную моторику
• развивать фонематический слух
• учить произносить звук р в слогах, словах, предложениях.
• развивать слуховое, зрительное внимание
• закреплять навыки языкового анализа и синтеза
• активизировать словарь по теме «Животные жарких стран»
• развивать зрительно-пространственные функции
• формировать навыки самоконтроля
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование и материалы : настенное зеркало, предметные и сюжетные картинки по теме «Животные жарких стран», разрезная картинка –тигренок, перчаточный персонаж, карточки к игре «Собери слово», картинки к игре «Посмотри, запомни, назови»,«Что пропало».
Ход занятия
1. Оргнизационный момент Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Какой? Угадай, выполнив задание.
Инструкция: перед тобой лежит разрезанная на части картинка. Внимательно посмотри, подумай и составь картинку из частей. Назови, кто или что у тебя получится.
Я – усатый полосатый,
В гости к вам спешу, ребята.
Я мурлычу, словно кошка,
Но царапаюсь немножко.
Я – красив и грациозен,
Взрослый – я силён и грозен.
А пока я лишь ребёнок:
Рыжий маленький… Ребенок выкладывает из частей тигренка.
Тигренок.
2. Определение темы занятия
Как рычит тигренок?
Какой звук он произносит?
Сегодня на занятии мы будем закреплять звук р. - р-р-р
- звук р
3. Характеристика звука р.
Артикуляция звука р - А сейчас мы с тобой похвалим звук Р. Какой он?
- При произнесении звука р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. - Согласный, твёрдый, звонкий.
Ребенок повторяет за логопедом.
4. Выполнение гимнастики с биоэнергопластикой (используется перчаточный персонаж)
Качели
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,поочерёдно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
На качелях мы качались,
высоко вверх поднимались,
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Лошадка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.
Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 6-7 раз.
3. Гармошка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкнуть языком и присосать к нёбу. На счёт «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба. При этом рот открыт,язык не опускается. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть-
У нас гармошка есть.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
4. Расчёска
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счёт «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счёт «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
5. Чистим зубы
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Мы, конечно,очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре,пять-
Будем ротик полоскать.
Описание движений кисти и пальцев рук.
Исходное положение-кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счёт «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону,считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Выполнять упражнение 6-7 раз.
6. Грибок
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
7. Маляр
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под счёт от 1 до 4. На счёт «пять»-вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Наведём порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмём мы в руки,
Всё покрасим сами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счёт «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз. Ребенок выполняет гимнастику вместе с логопедом.
5. Произнесение изолированного звука р.
Игровое упражнение «Произнеси звук».
- Тигрёнок приглашает порычать вместе с ним.
Произнеси р тихо,а затем громко, длительно, а затем коротко.
Произнесение в слогах.
А теперь пропой за Тигренком песенки- «рычалки».
Игровое упражнение «Цепочки слогов».
Запомни и повтори слоги: ра-ро-ру-ры,ро-ру-ры-ра,ру-ры-ра-ро,ры-ра-ро-ру. Ребенок выполняет инструкции педагога.
6. Развитие фонематического слуха.
Развитие фонематического анализа и синтеза. У Тигрёнка много друзей, которые живут в теплых странах. Как мы назовём этих животных (животные жарких стран)
Игровое упражнение «Найди слова с заданным звуком».
Хлопни, когда услышишь названия животных со звуком р: Жираф, носорог, бегемот, кенгуру, лев, зебра, крокодил, мартышка.
Вчера у Тигрёнка был день рождения. Хочешь узнать кого он пригласил к себе?
Игровое упражнение «Собери слово».
Вел
Ра -зеб
Раф - жи
7. Физкультминутка.
А теперь Тигрёнок приглашает тебя на полянку-отдохнуть и поиграть.
Исходное положение: на ковре, сидя на корточках, глаза закрыты.
Солнышко проснулось, Глаза открыть.
Лучами потянулось, Встать, потянуться.
Раскрылись почки, Развести руки в стороны.
Распустились листочки. Сжимать и разжимать пальцы рук.
Да и ты не зевай, Повороты вправо,влево.
Солнышку щёчки подставляй. Наклоны головы.
8. Развитие слогового анализа и синтеза.
На праздник друзья подарили Тигрёнку подарки-игрушки. А какие это были подарки, узнаешь, выполнив задание.
Игровое упражнение «Посмотри, запомни, назови».
Посмотри на картинки, запомни их, назови слова в порядке увеличения количества слогов: робот(2,шар(1,пирамидка(4,барабан(3).
Игровое упражнение «Что пропало» (используемте же картинки). Ребенок выполняет задания.
9. Автоматизация звука р в предложении.
Тигренок ходит в первый класс «лесной школы». Он умеет читать и писать. Тигренок написал несколько предложений о себе, но некоторые слова в предложении пропали.
Игровое упражнение «Найди пропущенное слово».
Восстанови предложения, вставь пропущенные слова.
Тигрёнок…под пальмой.
Тигрёнок грозно…на врагов.
Тигрёнок… в траве.
Тигрёнок …через ручей. Ребенок выполняет задания.
10. Итог занятия. Тигрёнок прощается с тобой.
Мы с тобой играли вместе,
Было очень интересно!
Гав-тебя благодарю,
А ещё-р-р-р-р-люблю!
Что больше всего понравилось на занятии? Какой звук закрепляли в произношении? Ответы ребенка.