Анастасия Житник
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Конспект занятия «Путешествие в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Конспект занятия
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-Нюксенский детский сад»
Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию
на тему: «Путешествие в Простоквашино»
для детей подготовительной к школе группы (6- 7 лет)
по теме: Автоматизация звука Р.
Подготовила:
учитель-логопед А. В. Житник
I квалификационная категория
Нюксеница
2018
Публикация «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях, Конспект занятия „Путешествие в Простоквашино“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.»
Задачи:
образовательные:
- закреплять правильное произношение звука Р в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- упражнять в образовании существительных в именительном падеже множественного числа;
- упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнять в употреблении родительного падежа существительных в ед. ч. ;
- продолжать учить определять наличие и место звука Р в словах;
развивающие:
- развить фонематический слух;
- развить зрительную память и слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику - развивать логическое мышление.
- способствовать совершенствованию грамматическому оформлению фразы.
воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за собственной речью
- воспитывать интерес к занятию через игровые моменты, умение внимательно слушать речь педагога;
- воспитывать умение слушать сверстников и логопеда, выполнять задание по речевой инструкции;
- воспитывать желание достичь успеха, правильно говорить;
- прививать ценность дружбы, взаимопомощи.
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы: Э. Успенского "Каникулы в
Простоквашино", игра «Поймай звук», «один-много»
Оборудование: мультимедиа, мяч, схема позиции звука, зеркала, картинки - подарки, арт. гимнастика картинки.
Методические приемы:
Наглядные (использование демонстрационного материала)
Словесные (указания, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, игровой.
Ход ОД
I.Вводная часть
(стоя у стульчиков)
Логопед: Глаза закрываем и представляем…
Думаем только о том, что сейчас
Умный, красивый каждый из вас
Вы – самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем.
Здравствуйте, дети!
- Поздоровайтесь и с нашими гостями.
II. Основная часть
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, ко мне подлетел галчонок, в его клювике было вот это письмо. Вот только прочитать его я не успела, давайте его откроем и прочитаем вместе.
Написано из Постоквашино.
Послушайте, что написано в письме.
(Доогие дети детского сада!
Пишет вам дядя Федо из Постоквашино. Случилась беда, у нас попали звуки… А они нам очень навятся…. и мы хотим их говоить павильно. В именах моих друзей есть такие звуки. Пиезжайти, помогите нам, будем ады вас видеть….
Далее письмо прерывается. Наверно, у друзей возникли проблемы. Ребята, как вы считаете чем мы можем помочь дяде Федору и его друзьям? (вернуть звук)А какой звук у них пропал? (р)Что вы должны сделать? (научить правильно произносить звук р). Вы готовы отправиться в Простоквашино и помочь жителям? (да) (слайд 1)
Логопед: А дорогу до деревни нам покажет галчонок. (слайд 2)
А на чем можно туда добраться, как вы думаете?
Ответ (на поезде, на самолете, на машине).
- Я предлагаю поехать в гости на машине, согласны?
2. Артикуляционная гимнастика
- Представим, что наш язык – это ключ от машины. Чтобы правильно его вставить в зажигание, нужно выполнить артикуляционную гимнастику (карточки)
«Лягушка», «Слоник», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел»
3. Уточнение артикуляционного уклада звука (Р).
Как нам нужно поставить ключ в зажигание, чтоб машина завелась?
Расскажите правильную артикуляцию звука Р. (слайд 3)
(рот открыт в улыбке, язык поднят вверх, упирается в бугорки, края языка прижаты, и сильно дуем р-р-р-р)
Логопед: ставим язычок за верхние зубки, улыбаемся и сильно дуем на язычок. !убрать зеркала)
Логопед: Вы можете рассказать, что это за звук, какой он?
Логопед: Звук Р- гласный или согласный? (согласный)
Логопед: Твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким)
Логопед: Звонкий или глухой (звонкий)
Давайте положим ладошку на горлышко, заведем моторчик. Горлышко звенит или молчит? (значит звук звонкий)
Логопед: Молодцы!
(выдать коробки с песком)
4. Автоматизация изолированного звука Р с использованием песочной терапии
Логопед: Дорога у нас сегодня будет необычной. На столе стоит коробка с песком, давайте представим, что наш указательный палец – это машина. Галчонок будет указывать направление пути, а вы управлять машиной! Готовы? Тогда вставляем ключ в зажигание, заводим мотор р-р-р-р – поехали!
-Двигаемся прямо, затем поворачиваем направо, прямо, поворот налево, прямо – приехали! Вот и деревня Простоквашино! (слайд 4)
(убрать песок)
5. Автоматизация звука Р в прямых слогах
Логопед: Ребята, в гости не принято ходить “с пустыми руками”. Нам надо купить подарки жителям Простоквашино. Согласны? Нужно найти магазин. А пока мы идем галчонок предлагает нам, идти петь песенки, но песенки мы будем петь по очереди (слайд №5)
Ра-Ра-Ра, Ро-Ро-Ро, РУ-Ру-Ру, Ры-РЫ-Ры,
Ра-Ро-Ру-Ры, Ро-Ру-Ры-Ра, и все вместе: Ру-Ры-Ра-Ро, Ры-Ра-Ро-Ру -Молодецы!
6. Фонематическое восприятие
Логопед. Вот и магазин. (слайд 6) Кто работает в магазине? (продавец, а кто покупает товар? (покупатели). В этом магазине продавец не берет деньги за покупки, он предлагает задания, если покупатели справляются, он отдаёт товар.
Логопед: Вот такую игру предлагает продавец : хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р.
а) ряд звуков :
Р К Ш Р Р Л З Р Д Р Н Р Г З Р В Р Д
б) ряда слогов :
РА- ЛЫ, РЫ – ЛО – РЫ – ПО – МУ – АР – АК – РЭ, ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА- РА в) на уровне слов : арбуз, окно, кефир, робот, машина, небо раковина, ягода, корова, молоко, друг, ранец.
Логопед: -Молодцы, вы справились с заданием, можно выбрать подарки
7. Автоматизация звука Р в словах
Логопед: мы будем покупать подарки только со звуком Р. (слайд 7)
Картинки на экране: торт, арбуз, веер, гитара, барабан, помидор, книга
Логопед: Какие подарки мы возьмем с собой? (спрашивать по одному)
Логопед: почему вы решили не брать с собой книгу? (в слове нет звука Р)
Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо справились и с этим заданием. Идём дальше.
Логопед: А вот и дом наших друзей. Какой он? (слайд 8)
8. Упражнение в подборе прилагательных «Какой, какая, какое?»
Ответ (деревянный, большой, красивый дом).
А кто живет в этом доме? (слайд 9) (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится твердый звук Р (Федор, Матроскин, Мурка, а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик? А в чьем имени нет звука р? (почтальон Печкин)
9. Склонение по падежам
С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.)
Давайте поздороваемся с ними.
Я поздороваюсь с почтальоном Печкиным. Здравствуй, почтальон Печкин.
. поздоровается с дядей Федором
. поздоровается с Матроскиным.
. поздоровается с Гаврюшей.
. поздоровается с Шариком
. поздоровается с Муркой.
Логопед: Ребята, а зачем же мы приехали в Простоквашино? (научить говорить правильно звук Р)
Логопед: Кому и что мы привезли в подарок? (слайд 10)
Логопед: Что, мы подарим коту Матроскину? (Коту мы подарим гитару)
Логопед: Что подарим дяде Федору? (Дяде Федору подарим торт)
Логопед: Что мы подарим Шарику? (Шарику подарим барабан)
Логопед: Что подарим Печкину? (Печкину подарим веер)
Логопед: Что мы подарим Мурке? (Мурке подарим арбуз)
Логопед: Что мы подарим Гаврюше? (Гаврюше подарим помидор)
(выдать каждому картинку, схему и синий круг)
10. Определение места звука в слове. (слайд 11)
Логопед: перед вами схемы позиций звука в слове. Определите позицию звука Р в словах (начало, середина, конец). Назови слово, определи позицию звука и помести кружок в нужный квадрат.
(дети помещают синий круг в схему начало, середина, конец) (убрать схему, карточки)
Логопед: все обрадовались, и давай скорее в мяч играть.
11. Игра с мячом «Один – много» (мяч)
(Встают около стульчиков)
Логопед: например – Гора, а если несколько, то горы.
карась - караси, арбуз –арбузы, нора – норы, баран – бараны, сорока – сороки, мороз –морозы, рак- раки, рыбак- рыбаки.
Логопед: Молодцы!
12. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Паутина»
(слайд 12) (выдать шерстяные нитки)
Логопед: Кот Матроскин приглашает нас зайти в дом, только вот наши друзья не успели в нем прибраться.
- Посмотрите, сколько паутины на стенах и пыли! Кот Матроскин просит помочь ему убраться в доме, сам он не справится! Для начала предлагаю собрать паутину. Возьми нитку на столе и смотай её в клубок.
(ребенок сматывает паутину (нитки) в клубок на столе).
13. Дыхательная гимнастика (развитие целенаправленной струи воздуха, не раздувая щек)
Логопед: Посмотри на экран, (слайд 13) вот и паучок. Давайте на него подуем, чтобы он убежал в укромное местечко!
Логопед:Как правильно мы набираем воздух (воздух набираем через нос, щёки не надуваем, выдуваем через рот плавно) (щелчок мыши, чтобы паучок убежал+ щелчок)
Логопед: Паучок убежал, паутина собрана, в доме чисто можно и поиграть! (если останется время)
14. «Чего не стало» (на внимание)
Логопед: Пес Шарик хочет поиграть в игру «Чего не стало». (слайд 14)
Логопед: Для начала назовем картинки, чтобы лучше запомнить их.
Закрываем глаза. Шарик, уберет какую-то картинку. Чего не стало?
(не стало ромашки, не стало радуги, не стало топора, не стало рака) (5 щелчков)
15. Игра «Назови ласково»
Логопед: А теперь Корова Мурка хочет с тобой поиграть в игру «Назови ласково»
Логопед: рубашка- Ребенок: рубашечка,
Логопед: рука – Ребенок: ручка,
Логопед: комар - Ребенок: комарик,
Логопед: барабан – Ребенок: барабанчик, Логопед: ручей - Ребенок: ручеек Логопед: роза- Ребенок: розочка
Логопед: Как весело было в Простоквашино, но пора и домой возвращаться.
Логопед: Жители Простоквашино хотят сказать вам : «Спасибо!» (слайд 16)
Вставляем ключ в зажигание, заводим мотор. Вот мы и в детском саду.
III Итог (слайд 15)
Логопед: Ребята, зачем мы ездили в Простоквашино? (чтобы помочь жителям снова говорить правильно звук Р)
Логопед: Какие задания героев вызвали трудности?
Логопед:Как вы думаете, у вас получилось помочь жителям Простоквашино?
(выдать карточки)
Логопед: Перед вами карточка синего и красного цвета.
Поднимите красную карточку те, кто считает, что он научил жителей деревни правильно произносить звук Р, а синюю, если что не совсем получилось.
(выдать песок)
Логопед: Ребята, звуки на письме оставляют отпечатки. Эти отпечатки называются буквами. Звуки мы произносим, а буквы пишем. Предлагаю сейчас оставить отпечаток звука Р. Какая буква получилась? (рэ)
Логопед:Ребята, вы молодцы, мне было приятно с вами работать. И за то, что вы сегодня старались, Кот Матроскин передал вам Подарок. (раздать конфеты)
Список используемой литературы
1. Комарова Л. А. -Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника: ГНОМ и Д 2008
2. Новоторцева Н. В. -Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р Рь Ярославль : Академия развития, 2006. - 72с.
3. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. - М. : «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с:
4. Интернет ресурсы для поиска картинок к презентации